Полвека за рулём байка, соревнования и курьезы на гонках: будни профессионального мотогонщика

Полвека за рулём байка, соревнования и курьезы на гонках: будни профессионального мотогонщика

Фото: личный архив героя публикации
Крымская газета
Полвека за рулём байка, соревнования и курьезы на гонках: будни профессионального мотогонщика
Воскресенье, 25 февраля - «Крымская газета».

ВОИН ДОРОГИ

Почувствовал ветер на коже и познал, что такое настоящая свобода: многократный чемпион, вице-президент Федерации по автомобильному и мотоциклетному спорту Крыма Николай Русин начал свою карьеру мотогонщика 50 лет назад и по сей день не отпускает руль байка.

ПОТЕРЯННЫЙ В ПЫЛИ

– Наверное, курьёзы на гонках не редкость?

– Курьёзов на трассе огромное количество. Но вот вспомнилось произошедшее на мероприятии летом, когда стояла жара и вставала пыль. Один гонщик не видел, куда ехал, он перелетел через брусья и отлетел так, что растворился в этой пыли, а мотоцикл продолжил ехать и остановился ровно на старте рядом с другими участниками. И вот картина маслом: стоят семь мотоциклов, а гонщиков только шесть!

– Какая ваша самая сложная гонка?

– Раньше проводились не только летние гонки, но и зимние. Немаловажно, что зимы были более снежные, бушевал ветер, экипировка при этом не так хорошо защищала, как сейчас. Конечно, в такую непогоду падение на скользкой трассе переносилось особенно тяжело. 

Условия на чемпионатах были не менее суровыми, погреться было негде. А сейчас, к слову, зимой заезды не устраивают: нет людей, которые решились бы 
выйти. 

– Какие приметы или суеверия есть у мотогонщиков?

– Многие не разрешают фотографироваться до гонки на своём мотоцикле, только после соревнования. Кто-то надевает ботинки сначала на правую ногу, кто-то – на левую... Однажды произошёл интересный случай. В 2013 году наблюдал за мотогонщиками, которые только приехали к нам, но уже успели упасть, сломать себе что-то, и высказался вслух: «Вот сколько езжу – серьёзных травм никогда не получал». И тут же попал в жуткую аварию, после которой восстанавливался год!

ИЗ СВОЕГО КАРМАНА

– Насколько мотокросс развит в Крыму?

– О каком-либо развитии, к сожалению, говорить рано. Можно сказать, что мотокросс держится на энтузиастах, которые вышли из советских времён, когда в рес-публике собирались десятки тысяч людей, съезжались все гонщики, высоко оценивая наш тёплый климат и пейзажи.

Дело в том, что минимальная сумма, в которую обходится соревнование, без призовых фондов, рекламы и «громкоговорящей» связи, а также комментатора, с мало-мальской атрибутикой – 350 тысяч рублей. Комплект резины стоит от 20 тысяч, сам мотоцикл – под миллион рублей. Мы достаём эти деньги из своего кармана, чтобы хотя бы сохранить этот вид спорта в Крыму. Кроме того, согласовывать такие мероприятия гораздо сложнее, чем в советские времена: необходимо оформить и собрать подписи на кипе документов, обойдя множество ведомств. Всё же организация технических видов спорта сопряжена с большими рисками...

Если в прошлом году мы проводили за год 7-8 соревнований в Судаке, Севастополе, Армянске и других городах, то в этом году наиболее значимые соревнования будут проходить только в Симферополе.

Но мы стараемся менять ситуацию. 23 марта предстоит первая гонка – Открытый кубок Алушты по автомобильным горным гонкам ко Дню воссоединения Крыма с Россией, в апреле – Кубок Республики Крым по эндуро к 80-летию Победы в Бахчисарайском районе, а также 15-й традиционный мотокросс ко Дню освобождения в Симферополе.

– По данным Госавтоинспекции, число ДТП в Крыму растёт: за пять месяцев произошло 85 аварий с участием мотоциклов и мопедов, только на прошлой неделе погиб подросток. Как думаете, с чем это связано и как уменьшить травматизм? 

– Это тип мышления отдельных гонщиков, гоняющих бездумно. Они всегда были и будут. Но раньше искатели адреналина реализовывали себя в клубах и на законной, обустроенной для этого трассе. Зачем гонщикам после тренировки или соревнований, получившим свою дозу адреналина на трассе, выезжать на улицы и дороги? На этих же тренировках прививалась культура вождения, оттачивалось умение выйти из аварийной ситуации без последствий. Возможностей не осталось, и ДТП участились. Конечно, и сам вид спорта небезопасный. Говоря вам это, вспоминаю молодого 30-летнего гонщика, который погиб в Симферополе: он получил мозговую травму при падении. Такие риски свойственны всему спорту, тому же боксу.

ОТДАЛ ВСЕГО СЕБЯ

– Расскажите о стереотипах, связанных с мотосообществом? 

– Что экипировка – панацея. На самом деле, она даже 50% безопасности не обеспечивает, к сожалению, за исключением шлема. На тренировках отрабатываются падения на батутах и матах. Но когда ты в воздухе, всё это забывается. Хотя недавно наши российские лыжники пенсионного возраста при схождении лавины именно благодаря подготовке остались живы. Другой стереотип – что мотоциклисты долго не живут. Но взгляните на меня – мне 67 лет (улыбается. – Ред.).

– В каком возрасте впервые сели на мотоцикл? Почему решили построить карьеру в мотокроссе?

– Сел на мотоцикл 50 лет назад, подростком. Когда я только начинал, государство вкладывало много сил в развитие мотоспорта, строили крутые трассы, охват гонщиков, участников чемпионатов был колоссальным, и это привлекло меня. Надо отметить, что я занимаюсь не только мотокроссом, но и горными лыжами, скалолазанием, подвод-ной охотой. Все эти виды спорта нельзя отнести к безопасным, но они эмоциональные. В них нужно отдавать себя.

– Помните свою первую гонку?
 
– Конечно! Нападался, набил себе синяки... На начальном этапе падения неизбежны. С повышением мастерства таких падений становится меньше.

– Каким уровнем подготовки и какими качествами должен обладать профессиональный мотогонщик? 

– В мотогонщике должны присутствовать качества спортсмена, такие как умственная работа, способность принимать решения в непредвиденной ситуации. В одно мгновение, долю секунды, когда перед тобой меняется ситуация на трассе, ты должен принять правильное решение. Поэтому мотоспортом можно начинать заниматься с раннего возраста, чтобы воспитать в подрастающем поколении дисциплину и уверенность в себе. 

23-2.jpg

Диана МАСЛОВА




По теме