Музыкальный ключ к подземному лабиринту
В Мраморной пещере возобновились концерты крымских музыкантов. Кто бы мог подумать: несмотря на сложный курортный сезон, классика в Крыму нарасхват!
Билеты разлетелись
Недавно Крымский академический симфонический оркестр «Резонанс» камерным составом сыграл на глубине нескольких десятков метров произведения Иоганна Штрауса, Брамса, Антонина Дворжака, Астора Пьяццоллы, Лероя Андерсона и других композиторов. Билеты на концерты в знаменитой Мраморной пещере, входящей в пятёрку красивейших пещер планеты, разлетелись заранее.
Перед концертом слушатели несколькими группами спускаются в пещеры, их проводит по тропе сотрудник, им дают тёп-лую одежду, чтобы на глубине, где всегда сыро и холодно, им было комфортно. В нижней точке пути организован небольшой амфитеатр, прекрасно подсвечены залы невероятных размеров с тысячами причудливых сталактитов. А природная акустика дарит фантастический эффект. Даже если отойти от музыкантов на сто метров, звук будет таким же острым. Ещё один бонус, что во время представления ни у кого не зазвонит телефон: здесь просто не ловит связь. Поэтому погружение в сказку «горного короля» Чатыр-Дага, у подножия которого находится пещера, действительно полное.
И на этот раз концертный зал, созданный самой природой, был полон. Душа тянется к прекрасному даже в самое тяжёлое время, говорят зрители.
Крымский академический симфонический оркестр прежде выступал в Мраморной пещере от Крымской филармонии. Примерно год назад он перешёл в Крымское концертное объединение и наконец возобновил концерты, вызвав ажиотаж у зрителей, которые знакомы с творчеством этого знаменитого коллектива.
Директор ГАУК РК «Крымское концертное объединение» Олеся Костенко рассказала «Крымской газете»:
– Старт проекта пришёлся на 2017 год, соответственно, уже семь лет мы радуем публику классической музыкой под сводами Мраморной пещеры. Однозначно могу сказать, что интерес публики из года в год только растёт и мы, к счастью, стали наблюдать тенденцию повышения заинтересованности именно крымского зрителя. Если раньше позиционировали этот проект в большей части в кластере событийного туризма, то есть для наших приезжих гостей, то сегодня видим устойчивый интерес жителей республики.
Особых сложностей с организацией выступлений на подземной площадке, по её словам, нет, однако…
– Были определённые проблемы, связанные с очень высокой влажностью в пещере. Инструменты у наших музыкантов, как правило, личные, они дорогостоящие, выполненные из ценных пород дерева, поэтому использовать их внизу невозможно, они бы повредились. Поэтому мы были вынуждены абсолютно всему составу Камерного симфонического академического оркестра приобрести новые инструменты, которые работают только в Мраморных пещерах, – отмечает Олеся Костенко.
Не чувствуя струн…
Напомним, что в пещере температура не поднимается выше плюс 9-10 градусов. Из-за этого музыкантам приходится приспосабливаться и «разогревать» зрителя.
Художественный руководитель и главный дирижёр Крымского академического симфонического оркестра Александр Долинский говорит:
– Через 10-15 минут уже пальцы замерзают, не чувствуют струн, то есть не двигаются так, как они двигаются при обычном температурном режиме. И поэтому даже музыканты отказываются играть техничную быструю музыку. Больше часа там играть невозможно. Нашим девочкам даже купили специальные тёплые повязки на голову. Что касается звука, то и в звуковом отношении тоже разница есть. Замкнутое пространство, эхо, как будто вы играете в костёле.
Мы поинтересовались, правда ли, что звук может вызвать обвал?
– На скалу никак это не повлияет, потому что мы громко не играем. Там громкой музыки нет, поскольку струнные громко звучать не могут, их достаточно хорошо слышно в этих условиях. Конечно, если туда заедет духовой оркестр, то это, может, как-то и повлияет, – успокаивает Александр Долинский. Эксперименты на глубине
Кстати, знаменитый дирижёр до 2014 года работал в Донецке и имеет опыт выступлений на не-обычных площадках. Он играл в Соледаре в знаменитых соляных шахтах, где залы размером с футбольные поля. Когда-то там проходили международные фестивали. Хоть там и низкая температура, но, по его словам, имеется своё преимущество – нет такой сырости.
Мы спросили, какие эксперименты худрук оркестра готовит в условиях подземных концертов? – В дальнейшем буду пробовать включать в программу вокалистов. Посмотрим, как будет себя чувствовать в этом температурном режиме человеческий голос, – это во-первых. Во-вторых, буду пробовать использовать духовиков. Опять-таки, деревянные инструменты там не могут играть, они сразу же покрываются влагой. А если включать медные инструменты, сильно страдает, начинает ползти строй, инструменты неуправляемые в этом отношении. Поэтому можно играть только на эбонитовых инструментах, – говорит Александр Долинский.
В планах оркестра удивить слушателей. Александр Долинский отмечает, что все программы, которые готовит оркестр для ближайших выступлений на площадке Мраморной пещеры, будут абсолютно разные, от джазовой до барочной музыки и т. д. Дабы зрители приходили не только посмотреть на красоту пещеры, но и получить новые эмоции. Ближайшее выступление под сводами одной из самых красивых пещер назначено на 1 и 22 июля. Справка Мраморная пещера расположена на нижнем плато горного массива Чатыр-Даг, на высоте около 1000 метров. Однако в этой пещере мрамора нет. Называют её так для простоты, ведь пещера заложена в мраморизованных известняках. За миллионы лет известняк может выкристаллизоваться и превратиться в настоящий мрамор. Если бы гора Чатыр-Даг была сложена настоящим мрамором, в ней не смогли бы образоваться пещеры, ведь вода способна растворять известняки, но не мрамор. Кстати Артисты и музыканты Крымского концертного объединения расширяют географию необычных концертных площадок. В их диапазоне площадка у Белой скалы, Скельская пещера, Ливадийский дворец и другие знаменитые дворцы полуострова.
Ольга НАГОРНАЯ