Подорожают ли яблоки, зачем вводить на них акциз и создавать ОСАГО для садов: интервью председателя Комитета ТПП Крыма по развитию агрокомплекса

Подорожают ли яблоки, зачем вводить на них акциз и создавать ОСАГО для садов: интервью председателя Комитета ТПП Крыма по развитию агрокомплекса

Фото: Гала Амарандо
Крымская газета
Подорожают ли яблоки, зачем вводить на них акциз и создавать ОСАГО для садов: интервью председателя Комитета ТПП Крыма по развитию агрокомплекса
Пятница, 07 июня - «Крымская газета».

Как сделать крымскую продукцию узнаваемой и в каком сельхознаправлении нужно двигаться? Об этом и не только «Крымской газете» рассказал председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Крыма по развитию агропромышленного комплекса Роман Бульенов.

Импорт в помощь?

– Роман Евгеньевич, горячая тема – это гибель урожая в Крыму после майских заморозков. Пострадало более 500 га сельхозкультур, более 400 га – это яблоневые сады. В связи с этим стоит ли ожидать высоких цен на крымские яблоки?

– У нас в стране единый рынок, а сезон начался с критическими факторами. В Липецкой области находятся основные сады яблок, предназначенных для переработки на сок, там погибло от 50 до 80%. В Воронежской области, Кабардино-Балкарии, Дагестане, на Ставрополье и в Краснодарском крае заморозки не так сказались, но град бьёт насаждения. И не столь значительная часть садов оборудована градозащитной сеткой.

Подорожает ли крымское яблоко? Если беспокоиться о туристах, то в основном урожай мы убираем в конце сентября – начале октября. Поэтому это не совсем тот продукт, который едят туристы.

В целом, конечно, цены будут высокие. Рост стоимости фруктов может быть скорректирован за счёт импорта. Насколько мне известно, крупнейшие ретейлеры уже просчитывают импорт свежих фруктов. Но это подрубает всю нашу экономику. Нужно отметить, что в последние годы рентабельность садоводства только падала. Если она раньше достигала 50%, то сейчас – 15%. Новый министр сельского хозяйства России Оксана Лут отмечает, что с учётом негативных факторов должно быть 20% рентабельности. То есть в последние годы садоводство работало ниже предельного порога.

Чтобы получить яблоко, нужно землю обработать, посадить, ухаживать, защищать от вредителей, болезней, испытывать все негативные факторы. В итоге ещё надо вырастить красивое яблоко, а потом его сохранить 7-8 месяцев, чтобы вы на протяжении всего этого периода ели витамины. Никто же не понимает, что бананы мы зрелыми никогда не едим. Их привозят в зелёном виде, потом обрабатывают этиленом, и они начинают гнить. То, что вы едите, – это гнилой продукт. То же самое относится и к киви.

Вопрос: как прививать культуру питания? Мы с вами должны есть 50 килограмм яблок в год, а съедается в среднем на человека 14 килограмм.

– В Министерстве сельского хозяйства уже решили, какая помощь будет оказана аграриям?

– Насколько мне известно, формы поддержки уже прорабатываются. Очень хочется, чтобы эта поддержка не носила формальный характер, не была для галочки. Хозяйства, которые пострадали, культивируют яблони на среднерослом подвое, и первый промышленный урожай они видят на шестой-седьмой год. Они как раз должны были его дать. По существу, предприятия, которые многие годы инвестировали в насаждения, потеряли все оборотные денежные средства.

Если вести речь о помощи, нужно говорить о возмещении части потерянного урожая. Если, предположим, погибло 6 000 тонн яблок, и умножить их условно на 40 рублей за килограмм, то получим сумму в 240 млн руб-лей. Вот какие потери.

Государство выделяет на поддержку сельского хозяйства в России колоссальные средства, только в этом году – 600 миллиардов рублей. Миллиардов пять-шесть за последние годы вложено в Крыму непосредственно в садоводство. То есть в отрасль последовательно вкладывались огромные денежные средства. Потому что цель всей программы поддержки сельского хозяйства – это обеспечение продовольственной безопасности страны. И если на каком-то этапе складываются не зависящие от сторон обстоятельства, к этому необходимо отнестись с пониманием.

В ходе обсуждения с коллегами у нас возникла идея льготного кредитования. Не дарите деньги, дайте их этим предприятиям, чтобы они могли восстановиться и заработать.

Но в стране и так работает механизм по льготному кредитованию…

– Сейчас предприятиям доступен кредит по ставке 19%, а не 3-5% годовых, как было раньше. Фактически с такой ставкой развиваться никакое предприятие, тем более в сельхоз направлении, не может. Нужно договариваться с местным банком по выдаче целевых кредитов, например, с РНКБ или Сбербанком.

– Но пойдёт ли на такое Греф?

– Так у Грефа здесь винный парк Mriya! Как не пойти? Здесь нужно понимать, что такие моменты – это социальная ответственность.

– Возможно, предпринимателям стоило заранее позаботиться об агростраховании?

– Не в этом случае. Нужно поменять правила определения размера убытков и страховых случаев. Приведу пример. Когда вы пытаетесь оценить ущерб, должны оперировать таким критерием, как урожайность. Нужно предоставить страховой организации статистику за предыдущие пять лет. Но это никак не коррелирует с возможностями молодого сада. Либо можно взять среднюю статистику по району. Но это как средняя температура по больнице. Откуда статистика, если в районе такие же молодые насаждения? Мы должны вспомнить, с каким наследством воссоединился Крым с Российской Федерацией: толком ничего не культивировалось, значительная часть насаждений была заброшена, и лишь отдельные сады в Красногвардейском и Бахчисарайском районах существовали. Вот поэтому применяемые подходы не могут работать для садоводов Крыма.

Следующий проблемный момент, который тоже находится на поверхности, – это повреждение сада от града. Яблоко остаётся, но оно становится нетоварным, цена падает в два-три раза. При этом урожай не считается погибшим. И вот эти реальные потери за счёт страхования пока тоже не получается возмещать.

Сейчас на фоне произошедшего очень активизировался Союз садоводов Кубани. Это крупнейшее отраслевое сообщество. Уже назначены видеоконференции с ведущими страховыми организациями, чтобы создать постоянно действующую группу, в состав которой войдут представители страховых организаций и отрасли садоводства. Будем совместно обсуждать поправки в правила, дабы сделать агрострахование таким же доступным и эффективным, как ОСАГО.

– Благодаря господдержке агропромышленного комплекса, которая в этом году составит 2,7 млрд рублей, производство молока в первом квартале уже увеличено почти на 2%, яиц – на 12%. Какие меры поддержки государства вы считаете наиболее эффективными и необходимыми? Как их можно усилить или дополнить?

– Мне сложно говорить про 2%, потому что если вы посмотрите на рост выручки компании «Новатор», крупнейшего производителя молочных продуктов, то она с 2015-го каждый год удваивалась. Сейчас она превышает девять миллиардов рублей. Молочная отрасль сегодня быстрорастущая.

Нужно принимать меры, которые поддерживали бы потребление именно отечественных продуктов. Вот на примере винограда, а точнее изготовляемого из него вина, это очень хорошо реализовано. Из 34 рублей акциза, которые приходились на одну бутылку, 32 рубля возвращалось производителю. Сейчас акциз вырос в три раза, и сумма возврата тоже выросла. И вот эти меры акцизного регулирования стали одним из существеннейших стимулов для роста отрасли виноградарства. По себе это хорошо знаю, потому что, посадив 50 гектаров садов, я тут же заложил 160 гектаров виноградников технических сортов. В области виноградарства сейчас реализованы самые эффективные меры, было бы неплохо их экстраполировать на садоводство. Сделать, допустим, яблоко подакцизным товаром. Чтобы на импортное яблоко был акциз, а для нас он фактически составлял два рубля. Тогда мы значительно конкурентоспособнее станем. Мы научились создавать насаждения, научились выращивать качественный урожай, но в последние годы мы говорим об одном и том же – о том, что нам сложно бороться с импортной продукцией в сетях. В силу того, что они могут себе позволить демпинговать, то есть продавать по более низким ценам. У нас всё-таки себестоимость производства продукции выше, потому что не оказывались такие меры поддержки и стимулирования, как в Евросоюзе для Польши, Турции и так далее.

– На долю сельского хозяйства Крыма приходится около 6% ВРП. Агропромышленный комплекс республики имеет значительный потенциал для привлечения инвестиций. Какие направления востребованны у инвесторов?

– Инвесторов не интересуют яблоки, виноград, сливы, черешня, их интересуют только деньги. И на этом языке нужно разговаривать. Мы как Торгово-промышленная палата Республики Крым с ними тесно общаемся. И привлекательным в настоящее время является виноградарство, оно имеет большой потенциал с точки зрения рынка и инструментов поддержки. Представьте: в прошлом году выделили на Крым три миллиарда рублей на поддержку сельского хозяйства, из них почти миллиард – на виноградарство.

Компенсация логистики

– Известно, что Крым – зона рискованного земледелия. Почему аграрии не сажают морозоустойчивые, а также засухо-устойчивые культуры? У нас же есть Научно-исследовательский институт сельского хозяйства, где крымские учёные-селекционеры постоянно выводят какие-то новые сорта.

– Назовите мне регион в России, в котором нет рискованного земледелия, где нет саранчи и других вредителей!

Давайте говорить так: морозоустойчивые сорта не способны противостоять заморозкам. Мороз случается зимой, а заморозок – весной. Когда температура воздуха поднимается до 20 градусов, растения просыпаются, начинается сокодвижение. Потом резко отрицательная температура – и жидкость замерзает. А когда снова резко теплеет, она нормально растаять не может, разрывает мембрану клетки, растение повреждается. Здесь вопрос не в засухоустойчивости. Она нужна, когда продолжительно нет осадков. Все культуры подбираются с учётом региональной зоны. Даже не субсидируются те насаждения, которые не рекомендованы к культивированию в определённом регионе.

– Наши учёные-селекционеры пытаются вырастить что-то нехарактерное для Крыма. Например, в качестве производственного эксперимента решили заложить маслиновую рощу в Севастополе. Есть ли перспективы у новых направлений?

– Ну это неперспективно в Севастополе. Во-первых, потому, что надо десятки лет дожидаться, чтобы промышленная маслина плодоносила. А во-вторых, что делать со стрессом от холода?

Если смотреть на промышленный потенциал, то нужно вернуться к винограду, из которого мы делаем вино. Ещё полтора года назад российское вино на полках сетей занимало 24%, а сейчас – 50%. Это миллионы бутылок! В России в год выпивается примерно 800 миллионов литров вина, из них примерно 400 миллионов – отечественного производства. Остаток в 400 миллионов литров сейчас занимает импорт – это и есть точка роста. Импорт достаточно оставить в размере 10-15% для элитной продукции.

– Какие основные проблемы и барьеры стоят сейчас перед крымскими производителями сельхозпродукции и переработчиками? Каким образом, по вашему мнению, можно способствовать их решению?

– Главные проблемы – логистические. Из-за логистики повышается стоимость продукции для конечного потребителя, если мы везём продукцию на материк. Поэтому нужно компенсировать часть затрат. Государство и сегодня возмещает часть транспортных затрат, но только в случае экспорта продукции. Учитывая особенности региона, я полагаю, Крым вправе был бы рассчитывать на то, чтобы его сельхозпроизводителям компенсировали часть затрат на транспортировку продукции на материк. Так повысится рентабельность при равных возможностях. Мы же не можем продавать дороже, чем конкуренты.

В ближайшее время обратимся в Министерство сельского хозяйства Республики Крым, Совет министров Республики Крым и федеральные органы с предложением о разработке и применении мер поддержки и стимулирования реализации крымской продукции. Прорабатываем вопрос создания регионального отраслевого товарного знака.

– Но у нас же есть знак «Покупай крымское».

– Да, но увидеть его можно нечасто. Скажите мне, почему Бузова не транслирует в своей социальной сети, что она каждый день ест крымское яблоко для красоты и здоровья кожи? Необходимо продвигать продукцию целевым образом. Это и усиленная реклама, и упаковка... Нужно начать с крымской продукции, а дальше все регионы России подтянутся. Я считаю, что Крым должен идти во главе всего инновационного и перспективного. И Торгово-промышленная палата Республики Крым станет эффективной платформой защиты и продвижения интересов, включая и сельхозпроизводителей.

Мягкая сила

– У Торгово-промышленной палаты России есть представительства в Европе, Азии, Австралии, Африке и Америке. Палата Крыма сотрудничает с ними по каким-то вопросам?

– Всё зависит от соответствующего запроса у бизнес-сообщества Крыма. Вот на днях мы принимали турецкую делегацию, бизнесменов из Турции. Торгово-промышленная палата Крыма выступает инструментом общественной дипломатии для мягкого преодоления искусственно созданных барьеров. Как турки сказали, на официальном уровне нельзя взаимодействовать, а на неофициальном, на негосударственном это поощряется. Поэтому мы готовы рассматривать совместные проекты, делать инвестиции и так далее. Бизнес везде просачивается.

Я не могу сказать, сотрудничаем ли мы сейчас с американскими бизнесменами. Всё происходит постепенно, в рамках сложившейся ситуации, которая быстро не разрешится. Но государственными органами Республики Крым уже созданы все инструменты, чтобы не афишировать участие тех или иных инвесторов, в том числе в свободной экономической зоне. Раньше было много барьеров, но Интернет в значительной степени их снял.

– Многие считают, что заниматься сельским хозяйством убыточно. Прибыль вашего хозяйства за 2023 год составила 2,2 млн рублей. Скажите честно, это много или мало?

– Это очень мало. Это связано с тем, что у нас молодые насаждения, которые требовали значительных инвестиций. Сложно ожидать прибыли, потому что плодоносить они начинают не сразу и долго выходят на промышленный уровень. Рентабельность наша сейчас составляет где-то 15-20%.

– Вы сами работаете на земле или больше занимаетесь организационными моментами?

– Руководитель в обязательном порядке должен периодически не с краю сада прогуляться, а по диагонали его пересечь, чтобы изучить состояние насаждений. У меня всегда грязная машина. И ещё у меня есть такой принцип: когда приезжаю на участок, в первую очередь обращаю внимание на обувь агронома. Если она чище моей, у меня возникают претензии к специалисту. Я читал, что создание 100 гектаров сада равносильно обработке и культивированию 10 тысяч гектаров полей.

– Какое вообще сегодня лицо у крымского сельхозпроизводителя? Женщины преуспевают в аграрной сфере?

– Исполнительный директор крупнейшего на полуострове садоводческого предприятия – женщина. Исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Республики Крым – Алиме Зарединова. Множество сельхозпроизводителей – это личные подсобные хозяйства, где наравне с мужчинами работают и женщины. Вы нивелируете их роль, забывая, что за каждым преуспевающим мужчиной стоит успешная женщина. И ей необязательно выходить в поле с лопатой.

– Недавно на телевидении вы затронули тему халяля. Хотите развивать это направление в Крыму?

– Нужно учитывать текущее политическое положение. Сейчас страны делятся на дружественные и недружественные. Основа дружественных стран – мусульманские государства, такие как Иран, Ливия, Эмираты и так далее. Там едят халяльную продукцию. Одна из целей, поставленных лидером нашего государства, – это развитие экспорта сельхозпродукции. Мы должны думать о том, что мы будем туда экспортировать. Вино? Но это мусульманские страны. Если вино, то только безалкогольное, а если продукция, то только халяльная. Здесь ещё нужно учитывать религиозный и национальный состав республики, который тоже в значительной степени включает в себя граждан мусульманского вероисповедания. Так что сам бог велел Крыму специализироваться среди прочего на производстве халяльной продукции. В ближайшее время не мы, так кто-то другой уделит этому особое внимание, потому что халяльная продукция является таким, знаете, элементом мягкой силы. Не надо заставлять, чтобы полюбили, нужно просто что-то делать для этого. Когда женщину любят, она очень легко всего добивается. Россия тоже женщина. Мы дадим им то, что они едят, и пусть к этому привык-нут и полюбят Россию.

блицопрос

– С чего начинается ваш день?

– С чтения сообщений на телефоне.

– Опишите себя тремя словами.

– Козерог, Лошадь, борец.

– На какие недостатки вы можете закрыть глаза?

– На чревоугодие.

– Чего не терпите в людях?

– Лень – это самый страшный грех.

– Где вы любите отдыхать?

– Дома, в Феодосии. Здесь чистое море, доступные цены.

– Ваше любимое занятие?

– Стрельба по тарелочкам.

– Какой ваш девиз по жизни?

– Девиз пионера: «Будь готов! Всегда готов!». По такому принципу я оставил Мурманск и переехал в Крым.

– Если бы вам пришлось всю жизнь есть одно и то же блюдо, что бы это было?

– Мамин борщ.

– Если бы вы выиграли в лотерею 10 миллионов, на что бы потратили?

– На закладку небольшого виноградника.

– Какой самый необычный подарок вы получали в жизни?

– Это какие-то мелочи, сделанные собственными руками.

Ирина ГУЛИВАТАЯ



По теме