Почему крымские производители эфиромасличной продукции просят ввести на неё маркировку

Почему крымские производители эфиромасличной продукции просят ввести на неё маркировку

Фото из архива газеты
Крымская газета
Почему крымские производители эфиромасличной продукции просят ввести на неё маркировку
Пятница, 11 апреля - «Крымская газета».

Крымские производители эфиромасличной продукции слёзно просят ввести на неё маркировку. С этой инициативой они обратились к замминистра промышленности и торговли России на недавнем заседании Экспортного совета в правительстве Крыма.

Окольный путь никто не отменял

В республике создадут первый в России парфюмерно-косметический кластер. Крымский климат даёт возможность получать уникальное сырьё. Например, в эфирном масле лаванды, выращенной на полуострове, содержание основного компонента линолилацетата около 50% при норме 25%. Такое масло высшего сорта со времён Союза считалось элитным и шло на мировой рынок, в том числе во Францию, для изготовления парфюмерии. То же происходит и сейчас, только из-за санкций наш продукт уходит на внешний рынок окольными путями.

Тот же путь проделывает и эфирное масло кориандра, которое используется и в пищевой промышленности для производства пепси и колы по всему миру.

При этом уровень контрафакта эфирных масел на нашем рынке зашкаливает.

– Это касается любых эфирных масел. Мы проводили исследования качества. У нас есть три хроматографа, которые определяют полный состав эфирного масла. Также строим лабораторию, которая будет аккредитована. Так вот, если вы пойдёте покупать эфирное масло в аптеку, в 90% случаев столкнётесь с подделкой, 90% состава которой приходится на диэтилфталат. Это не просто растворитель, это очень сильный аллерген. И когда вы, к примеру, идёте в баню, сауну и льёте на угли воду с такими маслами или применяете их для ингаляций, то получаете большую дозу этого диэтилфталата. И в первую очередь это вещество отражается на детях, – говорит гендиректор Алуштинского эфиромасличного совхоза-завода Александр Новосад.

Эксперт напоминает, что не все масла, которые продаются на рынке, производятся в нашей стране.

– Сосна – наша, барбарис – наш, а иланг-иланг, например, мы закупаем. И поставщики, уже зная, что у нас на предприятии всё проходит проверку, сами предупреждают: это не покупайте, то не берите, это масло реконструированное и т. д. Хотя, когда всё начиналось, нам звонили и говорили: «А сделайте нам масло по 2 тысячи рублей за килограмм». Я отвечал: «Ребята, как?! У него себестоимость гораздо выше!» И слышал в трубке: «Ну вы же знаете как. Современная химия творит чудеса», – говорит Александр Новосад.

По его словам, сегодня такими «маслами» все кому не лень торгуют на маркетплейсах, в магазинах и аптеках. И обыватель не сможет отличить качественный продукт от дешёвой подделки.

Защитить потребителя призвана система маркировки «Честный знак». Она постепенно распространяется на всё новые категории товаров. С марта обязательной маркировке подвергается и косметическая продукция. Но эфирные масла, к сожалению, это требование пока не затронуло.

– А при обязательной маркировке производство, которое не может обеспечить безопасность и надлежащее качество продукта, либо начинает обеспечивать это качество, либо выбывает из игры, – комментирует гендиректор АО «Комбинат «Крымская роза» Иван Гладун.

Здоровая инициатива

При этом эксперты говорят о необходимости ввести не только маркировку эфирных масел, но и требование сертификации соответствия продукции вместо нынешнего декларирования. Ведь в декларации производитель указывает максимум цвет, ароматику и прочее. А сертификация соответствия – более серьёзный документ, удостоверяющий качество товара, его соответствие установленным требованиям и ГОСТам.

Какими ещё инструментами можно побороться с наплывом контрафакта?

– С одной стороны, долгосрочным решением является формирование культуры потребления. У нас на предприятии все гости на экскурсии дегустируют эфирное масло розы. Они навсегда запомнят его аромат. Это минимальный шаг. Но наиболее эффективной считаю масштабную информационную кампанию, например, в телевизионных передачах о здоровье. Ведь речь здесь даже не о защите интересов конкретного производителя, а о сохранении здоровья нации. Конечно, эфирные масла не заменяют традиционную медицину, но многие из них обладают бактерицидным эффектом, повышают иммунитет, улучшают работоспособность, повышают стрессоустойчивость, улучшают эмоциональный фон. А это те проблемы, с которыми как раз столк­нулось человечество после ковида, – считает Иван Гладун.

Вместе – лучше

В Крыму зарегистрировано около 30 парфюмерно-косметических товарных знаков. Под этими брендами выпускается более пяти тысяч видов продукции. Такое стремительное развитие отрасли вдохновило основных игроков этого рынка зарегистрировать качественно новое объединение. Создание первого в России парфюмерно-косметического кластера началось с осени 2024 года. Субъекты кластера могут рассчитывать на возмещение части затрат при реализации совместных проектов в области импортозамещения, освобождение от налога на прибыль и снижение тарифов страховых взносов до 7,6%, кредиты в размере до 25 млн рублей сроком на 15 лет под 3–5% годовых.

СПРАВКА

Крымские парфюмерно-косметические предприятия поставляют свою продукцию в страны СНГ, Индию, Китай. В планах выйти на рынки Вьетнама, Турции, стран Ближнего Востока. Оцениваемый объём экспорта пока невелик – 140 тысяч долларов США, но в реальности он существенно больше, поскольку крымским предприятиям зачастую приходится прибегать к услугам посредников, чтобы обойти санкции.

Мила ШИПШИНОВИЧ

Читайте также: Расширяем горизонты: Крым планирует увеличить географию экспорта товаров местных производителей



По теме

Читаемое