Одно из самых заметных нововведений в школах Крыма с 1 сентября 2025 года – возвращение бумажных дневников. Они будут использоваться параллельно с электронными. «Крымская газета» в беседе с заместителем министра образования, науки и молодёжи РК Светланой Беспаловой спросила, для чего их вернули.
ЖДЁМ С РАБОТЫ МАМУ
В школах Крыма уже третий год действуют электронные дневники. С 2022 года оценки и вся информация об учёбе, согласно постановлению Правительства Российской Федерации, доступны родителям и детям через «Личный кабинет». А бумажные дневники просто перестали существовать в привычном для нас виде. Уже с 1 января 2025 года вход в электронный журнал стал возможен только через портал «Госуслуги». И здесь у многих родителей начали возникать трудности: не у всех есть «Личный кабинет» для детей, а кто-то и вовсе не хочет его открывать. В Крыму в этом году положение усугубили перебои с мобильным интернетом.
– Получилась такая ситуация, когда дети, особенно начальных классов, не могли самостоятельно войти в электронный дневник, чтобы посмотреть домашнее задание. Они вынуждены были ждать родителей и вместо общения сразу садились за уроки. Появилось много обращений от родителей. Они были рассмотрены на заседании совета директоров республики. В мае там было принято решение, что в школы необходимо возвращать бумажный дневник. Он вернулся в школы исключительно для записи домашнего задания, – рассказала Светлана Беспалова.
УЧИТЕЛЬ НИ ПРИ ЧЁМ
Как отметила замминистра, покупают бумажный дневник родители, а вот заполняет его сам ребёнок по желанию. Родителям дневник служит для того, чтобы посмотреть домашнее задание ребёнка. При этом учитель туда не ставит оценки, не забирает его на проверку. В бумажном формате ученики записывают домашние задания, объявления и заметки.
В электронных журналах останутся оценки, информация о посещаемости и комментарии учителей. Таким образом, исключается дублирование работы педагогов, а у детей появится дополнительный инструмент для развития самостоятельности и организованности.
– Учитель не имеет никакого отношения к бумажному дневнику. Его задача – объявить домашнее задание или записать его на доске. Если родители считают, что ребёнку хватает электронного дневника, бумажный можно не заводить. Наша задача – дать родителям дополнительную возможность, – уточнила замминистра.
По её словам, такой вариант дневника помогает ещё и дисциплинировать ребёнка, так он учится лучше понимать своё расписание. Кроме того, детям проще воспринимать расписание на бумаге, чем в телефоне, где видно только один день, а чтобы узнать расписание на другой день недели, нужно «листать» дальше.
И ЭЛЕКТРОННЫЙ В ДЕЛЕ
– Визуализация в электронном журнале может быть сложна для детей младшего школьного возраста. Всё-таки бумажный вариант для детей начальной школы более приемлем, даже с точки зрения вида и восприятия расписания. В основном такое расписание удобно для подростка. У маленького ребёнка это сложнее воспринимается, он видит разрозненные картинки, в отличие от бумажного, где вся информация с понедельника по пятницу перед глазами, – считает Светлана Беспалова.
Ведение электронного журнала, как и раньше, предусматривает запись домашнего задания, среди прочего с целью контроля за объёмом выполнения домашней работы. Система автоматически предупреждает учителя, если задано слишком много.
– Контролем нагрузки по домашнему заданию занимаются образовательные организации, это входит в план внутришкольного контроля, но сама система электронного журнала тоже это контролирует. Система сама подсчитывает, и когда возникает опасение, что количество заданного домашнего задания превышает нормируемое количество времени, для учителя в электронном журнале высвечивается красным подсказка. Учитель, наполняя свою страницу, не видит информацию от своих коллег, а система замечает всё, она видит общую нагрузку на ребёнка по всем урокам, – говорит Беспалова.
Согласно документу Минпросвещения России суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать следующей продолжительности выполнения: 1 час – для 1-го класса; 1,5 часа – для 2–3-х классов; 2 часа – для 4–5-х классов; 2,5 часа – для 6–8-х классов; 3,5 часа – для 9–11-х классов. Министерство также определило единый режим работы школ в течение учебного дня. Занятия во всех образовательных учреждениях страны должны начинаться не ранее 8:00 и заканчиваться не позднее 19:00 при наличии второй смены.
Немного истории
Школьный дневник как «дневник для записывания уроков» начал появляться в России примерно в середине XIX века, одновременно с открытием гимназий и развитием бумажной промышленности и книжного переплёта.
В конце XIX – начале XX века в гимназиях и земских школах использовались издания, такие как «Балльник» издательства Сытина, где уже совмещались запись домашних заданий и табель оценок. Особый тип таких дневников был известен как «Спутник школы», который выходил на рубеже XIX–XX веков, был достаточно дорого оформлен и содержал учебное расписание, оценки, личные сведения об ученике, календарные данные, религиозные посты, справочную информацию, дежурства и многое другое.
Анастасия ЧЕБАНОВА
Ранее, В Минобразования РК рассказали, за что с этого года могут исключить из школы