В апреле на охраняемой территории крупного симферопольского предприятия АО «Крымхлеб» заработал изолированный участок, функционирующий как исправительный центр. В нём живут 30 осуждённых, которые здесь же и работают.
Заместитель начальника УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю полковник внутренней службы Юлия Степаненко рассказывает:
– С целью трудоустройства осуждённых руководство учреждения заключило соглашения с предприятиями Симферополя, одним из них стало акционерное общество «Крымхлеб». С ним мы плодотворно работаем. Наши осуждённые были трудоустроены на предприятии, и руководство «Крымхлеба» вышло с предложением о создании на его территории модульного центра.
Как отметила Юлия Степаненко, осуждённые заняты на разных позициях. Есть среди них и грузчики, и водители… И над каждым не стоит надзиратель.
– Это обыкновенные граждане, которые трудоустраиваются по законодательству, по Трудовому кодексу РФ. Существенных ограничений они не имеют. Надзор у нас осуществляется только на территории участка, функционирующего как исправительный центр, – подчёркивает заместитель начальника УФСИН.
Наша собеседница напоминает, что Уголовным кодексом РФ предусмотрено такое наказание, как принудительные работы. Оно применяется к тем, кто совершил преступления небольшой или средней тяжести, а также к гражданам, которые совершили тяжкие преступления впервые. Пополняют ряды «работников поневоле» и те, кому суд решил смягчить наказание за хорошее поведение.
Трудоустройство осуждённых – это возможность закрыть «болевые точки» на предприятии, говорит советник генерального директора АО «Крымхлеб» Владимир Анюхин. Например, пополнить штат в отделе сбыта, где происходит ежедневная монотонная работа, требующая концентрации внимания.
– Совместная работа по устройству на производственные площадки осуждённых началась на «Крымхлебе» несколько лет тому назад, – рассказывает Владимир Анюхин о сотрудничестве с УФСИН. – Все люди, которые пришли к нам на работу, трудоустроены в соответствии с действующим законодательством. Работают они в нашем трудовом коллективе в тех структурных подразделениях, куда мы их определили совместно с сотрудниками УФСИН.
Как отметил советник гендиректора, за последние несколько лет через предприятие прошло около 50 осуждённых, и здесь у каждого из них есть возможность карьерного роста. Например, на днях один сотрудник перешёл работать в отдел информационных технологий.
Условия труда, зарплата и отношение со стороны начальства для всех одинаковы, отмечает Владимир Анюхин.
– Осуждённые трудятся в структурных подразделениях, бригадах и цехах наравне с остальными работниками. Они также подчиняются нашим руководителям на местах, мастерам, начальникам цехов. Эти люди отдают себе отчёт, что своим трудом могут заслужить определённые бонусы и получить условно-досрочное освобождение, – отметил наш собеседник.
В настоящее время в исправительных центрах УФСИН живут 209 человек, и все они получили работу. Изолированный участок, расположенный на территории предприятия «Крымхлеб», представляет собой модульное общежитие. Здесь есть всё, что необходимо для организации быта: душ, туалет, кухня, бытовая техника. В комнатах живут по три человека.
– Люди проживают на территории данного общежития (назовём его так), уходят на работу, целый день общаются с коллективом. Идёт адаптация. Если человек не допускает нарушений и отбыл треть своего срока, по его заявлению начальник учреждения может разрешить проживать вне территории исправительного центра. Он может жить со своей семьёй, – рассказывает Юлия Степаненко.
К слову, в общежитии «Крымхлеба» осуждённые себя прекрасно чувствуют. По разрешению руководства УФСИН они могут выходить в магазин за продуктами или вещами, в больницу, гулять со своими детьми. Конечно, на каждый выход нужна уважительная причина, а время прогулки строго ограничивается.
Осуждённый Фёдор Коломоец, который работает водителем (развозит хлеб по магазинам, школам и детсадам), говорит о том, что удобно жить в двух минутах от работы. Ни тебе задержек, ни опозданий.
– Большая разница между колонией и принудительными работами, – подчёркивает он. – Здесь адаптация осуждённых проходит значительно быстрее и легче. Мы работаем как вольные люди, наравне со всеми. Очень нравится отношение руководства предприятия к нам, заработная плата наравне со всеми.
Хотя Фёдор Коломоец должен отбывать срок наказания до 2025 года, он уверенно смотрит в будущее. Наш собеседник планирует жить в семье, воспитывать дочь и, возможно, остаться работать на предприятии, где ему дали шанс вернуться к полноценной жизни.
Ирина ГУЛИВАТАЯ