Разведчик с позывным «Макар» – профессиональный военный. За его плечами опыт, приобретённый в Сирии. В специальной военной операции он участвует с первых дней.
Ранним утром 24 февраля 2022 года подразделение, где служит «Макар», выдвинулось из приграничного крымского города в зону СВО. – В 5:50 утра мы экипировались и пошли – оружие на изготовке, – вспоминает военный. – Разведчики первыми заходят в населённый пункт и следят, чтобы не вылез противник. Была небольшая колонна. Потом присоединились к своим, когда получили сведения, где кто находится. В основном переживал за молодых, были у нас ребята, которые на тот момент прослужили недолго. Самое сложное в работе разведчика – добраться до указанной точки, минуя мины и растяжки, рассказывает наш собеседник. Бойцы постоянно смотрят под ноги, но и небо нельзя выпускать из виду – чтобы не засёк вражеский дрон. – Мин и растяжек всегда много. Идём вслед за сапёром. Если услышим, что в небе жужжит дрон, останавливаемся, ждём. Местность украинские войска минировали при отходе. Зимой мины хорошо видно, потому что они зелёные. А когда трава выросла, их стало сложнее заметить, – поясняет военный.
В первое время, когда только началась специальная военная операция, подразделения испытывали трудности со снабжением. Потом активно подключились неравнодушные люди – крымчане стали передавать продукты, одежду, снаряжение, помогали кто чем может. Как бы поначалу ни было сложно, российские военные делились едой с животными – подкармливали прибившихся голодных кошек и собак. А те не раз выручали, говорит «Макар». Один пёс, которого наш разведчик особенно запомнил, жил с бойцами в окопе, и выглянув из него, наблюдал за местностью. Если животное подавало голос, настораживались и солдаты. На фронте дружба особенно крепка. Неравнодушие, беспокойство за товарищей не раз спасало жизни. – Друга спасали все вместе, – вспоминает «Макар». – Часть наших людей отправили на позиции, а мы ушли на задание. Когда вернулись, увидели, что с позиций не вернулся наш товарищ. Дело было ночью. Мы знали, где он может находиться только приблизительно. Он, раненный, смог, к счастью, выйти на связь и объяснить нам, как его найти. В другой раз, вспоминает «Макар», помогал бойцу из подразделения, которое дислоцировалось рядом. Парень во время обстрела тоже получил ранение. – Подполз, снял с себя ремень и перетянул ему ногу, – рассказывает наш собеседник. – А парень лежит, плохо понимает, что происходит. Спрашивает у меня: «Куда ремень вернуть?» Я отвечаю: «Пришлёшь в Крым». Его в госпиталь отвезли. Он живой, с ним всё в порядке. Говоря о том, что больше всего удивило на СВО, «Макар» вспоминает как впервые увидел разорванный грузовик и подбитый танк. Конфликт на Украине глобально отличается от военных действий в Сирии, констатирует разведчик. Одно из больших различий – сложно отличить своего от противника. А враг очень коварен, использует белые повязки, и, бывало, выходил прямо к нашим позициям. – Есть такие нелюди, которые творят бесчинства, их на куски разорвать мало… – характеризует противника «Макар». – А есть вполне нормальные люди. Много было пленных. Общались с ними. Успокаивали, что никто их убивать, мучить не будет. Были и те, которых только призвали, а они выходили на позиции и сразу сдавались нам.
За время, проведённое на СВО, подразделение, в котором служит «Макар», регулярно меняло дислокацию. Сейчас военные обустроились на очередной точке, наладили быт и обжились: построили двухъярусные кровати, провели электричество, поставили небольшой холодильник и даже телевизор. Но зорко стоят на страже родного полуострова, ведь за спиной Крым и семьи. Разведчик говорит, что часто думает о семье. Военные переживают за родных, а родные – за военных, отмечает он. На передовой важна поддержка близких, важно знать, что тебя ждут. – Поддержка из дома значит для бойца очень много, – говорит военнослужащий и рассказывает, как вместе с гуманитаркой передали оберег, сплетённый дочерью из бисера. Вообще, детские письма и рисунки приходят постоянно. Все эти добрые весточки военными бережно хранятся. Однако сам «Макар» признаётся, что в какой-то момент перестал читать письма – очень тяжело. Откладывает их, чтобы прочесть в радостное время Победы. Анастасия БЕРЕЗОВСКАЯ