
На линии боевого соприкосновения появляются замечательные, светлые мысли, рисунки и стихи… Поэтому мы поинтересовались как у совсем юных военнослужащих, так и у старших, умудрённых опытом воинов: какие главные жизненные уроки им дала спецоперация?
Позывной Борода, 30 лет:
– На самом краю смерти начинаешь ценить жизнь. Лишаясь подушки и душа, понимаешь, какая роскошь горячая вода. Месяцами, не имея возможности обнять родных людей, ты осознаёшь, что в их взглядах, улыбках вся твоя жизнь. Они центр твоей Вселенной… Бог знает наше существо лучше нас самих. Только лишаясь чего-либо, мы вдруг начинаем это ценить больше всего на свете… Глупые мы, людишки. Все без исключения.
Позывной Буран, 49 лет:
– Очень большому смирению и терпению научила лично меня спецоперация. Я не был дома больше 10 лет. Так получилось… Сначала – в ополчении в Донбассе. Потом учёба в военном училище. Затем началась спецоперация. Мне иногда кажется, что вся моя жизнь – сплошные блиндажи, боевые вылазки, стрельба. Но это совсем не значит, что мне здесь хорошо. Душа просит тишины, мира. Мы все устали быть солдатами и жить по приказу. Хочется жить эмоциями, просто спать, гулять и наслаждаться жизнью. Когда мы все вернёмся домой, то будем самыми мирными жителями страны – не нужно нас бояться.
Позывной Малой, 32 года:
– Интересный вопрос. Чему научила? Говорят в народе: «От сумы и тюрьмы не зарекайся». А я бы добавил: «И от войны не зарекайся тоже». Далеко не все парни попали сюда из корыстных целей – заработать кучу денег. Со мной рядом шёл в бой спортсмен, позывной Спартак: него старший брат здесь голову сложил в самом начале СВО. А Спартак – профессиональный боксёр, чемпион международных турниров: и денег, и славы ему хватало вполне. Но он решил встать в строй вместе с братом, за брата выполнить святой долг. Даже знаю, что съездил на место гибели Димы своего... Кто-то пошёл, потому что единственный кормилец в семье… А я горжусь тем, что солдат. И горжусь своими сослуживцами. Вот так.
Позывной Дельфин, 27 лет:
– Я родом из Крыма и считаю своим долгом защищать то, что мне дорого. Чему научился? Музыку начал красивую писать в стиле техно, релакс. Даже написал несколько баллад армейских. Удивительная штуковина произошла во мне: совсем по-другому я теперь слышу старые военные песни. «Тёмная ночь» – обожаю её, и «У солдата выходной» тоже классная. Я даже думаю оставить припев, а куплеты написать в своей версии – про сегодняшний наш труд нелёгкий… Стихи рождаются вроде неплохие. Сейчас думаю: ну что бы я хорошего сделал там, на гражданке, за эти два года? Да ничего! В компьютере бы просидел, ни зимы, ни лета бы не увидел! Сто процентов, так и есть.
Позывной Калина, 46 лет:
– Хочешь насмешить Бога – расскажи о своих планах. Это как раз мой случай. Только здесь я понял, что от промысла Господа не уйти и не спрятаться: всё будет по его задумке, а не так, как тебе хочется-мечтается. Во многом судьба в руках человека. Если крепкая воля, дух, то при страшном ранении выживешь, на краю погибели уцелеешь. И всё же кто-то мудрый и великий всегда за нами присматривает и помогает каждую минуту.
Позывной Змей, 38 лет:
– Я военный, мне о душевных вопросах размышлять не положено. У меня есть слово «приказ». В целом могу сказать, что военные будни меняют всех. Всё лишнее уходит. Важное, наоборот, проявляется – боевое товарищество. Сегодня ты спас брата – завтра тебя вынесли с поля боя еле тёпленького. Настоящая дружба, любовь, кровные узы – всё проявляется острее. И даже смысл жизни – вот он как на ладони: живи по совести и, как бы ни было тяжело, иди вперёд. Страх боится смелых.
Позывной Чита, 51 год:
– Хороший вопрос. Не в глаз, а в сердце, врасплох застали. Мне лично операция показала меня настоящего. Вспоминаю, каким был, – смешно и стыдно. Суета, меркантильные, шкурные вопросы. Какая-то гонка за комфортом, роскошью, какой-то дикий марафон в никуда. Знаете, а я здесь оценил вкус чёрствого хлеба с тушёнкой, когда ножом её открыл – чуть не зубами – и ножом ел, разделив с другом. Она такая вкусная – ум отъешь! Прямо как в детстве, когда мы на речку в поход ходили, печёную картоху ели, чумазую и с тушёночкой… Детство вспомнил – и даже посмеялись с другом. Оказывается, всё простое – самое ценное для нас. Война, ну или спецоперация, стряхнула пыль с нашей души, обновила память, заострила воспоминания. Не жалею, что пошёл сюда добровольцем. Не зря, всё не зря.
Беседовала Елена САХАРОВА