Об обновлённом курсе истории России для студентов, аспирантах-преподавателях и вызове современности: интервью Натальи Кармазиной

Об обновлённом курсе истории России для студентов, аспирантах-преподавателях и вызове современности: интервью Натальи Кармазиной

Фото: Михаил Гладчук
Крымская газета
Об обновлённом курсе истории России для студентов, аспирантах-преподавателях и вызове современности: интервью Натальи Кармазиной
Пятница, 25 августа - «Крымская газета».

С нового учебного года предмет «история России» станет обязательным для каждого студента. О содержании и задачах курса мы поговорили с Натальей Кармазиной, проректором по учебной и методической деятельности Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, кандидатом исторических наук, председателем совета Крымского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Читать, думать, рассуждать…

– Наталья Валерьевна, как студентам преподавали историю раньше и что изменится в новом учебном году?

– До сих пор на непрофильных специальностях количество часов, отведённых для изучения истории, не было строго регламентировано. В октябре прошлого года приказом Министерства науки и высшего образования РФ было закреплено на всех направлениях подготовки и специальностях обязательное изучение курса истории России в объёме 144 часов. В документе также уточняется, что время контактной работы обучающихся с педагогами в очной форме обучения должно составлять не менее 80%, в очно-заочной и заочной формах обучения – не менее 40% объёма часов.

В Крымском федеральном университете с момента его со-здания преподаванию истории России уделялось особое внимание. Благодаря активной позиции и поддержке Общественной палаты Республики Крым все попытки уменьшить количество часов по истории вовремя пресекались. А в прошлом учебном году университет на основании проекта вышеуказанных изменений уже работал по новым требованиям.

Безусловно, годовой курс положительно сказался на качестве преподавания отечественной истории. Но пока вопрос в отношении перехода на дифференцированный зачёт по завершении изучения дисциплины остаётся спорным. Будем думать и обсуждать ещё с коллегами. Логика возвращения экзамена для большого и важного курса истории всё-таки присутствует.

– Каковы хронологические рамки нового курса?

– Хронологические рамки фактически не изменились. Мы рассматриваем всю тысячелетнюю историю России, акцентируя внимание на узловых смысловых точках развития российской государственности.

Преподаватели побуждают студентов читать источники, думать, рассуждать и в целом формировать критическое мышление. Это особенно важно для противодействия лавиной обрушившимся фальсификациям и перекручиваниям в отношении отечественной истории. Анализируют с опорой на фактический материал периоды, когда Россия сталкивалась с серьёзными историческими вызовами или переживала кризисы. И конечно же, подчёркивают многонациональный и поликонфессиональный характер нашего государства. Более того, в процессе изучения истории страны мы стараемся выделять и реальные достижения, которых было немало. Необходимо избегать исключительно негативного уклона и очернительства.

– И это правильно! В умении порочить самих себя мы, к сожалению, преуспели, как никакая другая страна в мире.

– Увы… К примеру, те же американцы, что бы ни вытворяли, рассказывают о том, какие они великие. У нас же, к сожалению, часто ситуация обратная. Нас обливают грязью другие, а мы сами же им потакаем, говорим не о наших достижениях, а том, что у нас не так. Поэтому авторы концепции предлагают «отмечать по преимуществу созидательный характер деятельности Российского государства и населяющих его народов по хозяйственному освоению обширных территорий, достижений в сфере культуры и науки».

Враг у ворот

– Новейшую историю России студенты тоже будут изучать? Ведь оценивать современность с точки зрения исторического взгляда сложно...

– Действительно, отсутствие паузы между событием и его отображением в учебниках повышает риск, например, политизации. И здесь многое будет зависеть от уровня подготовки преподавателей истории.

В разделе обновлённого курса, который называется «Современная Российская Федерация (1991-2022)», есть краткая характеристика периода, анализ внутренней и внешней политики России, а также культуры разных десятилетий. В частности, студентам должны рассказывать о попытках России наладить равноправный диалог с Западом, продолжении расширения НАТО на восток, отказе Североатлантического альянса учитывать интересы России, вступлении мира в период политической турбулентности, провозглашении руководством Грузии и Украины курса на вступление в НАТО. А ещё о критическом для национальной безопасности России приближении военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, государственном перевороте 2014 года на Украине и его последствиях. И естественно, о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией, создании ЛНР и ДНР, помощи России законному правительству Сирии в борьбе с террористическими силами ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ) и зарубежным странам в борьбе с коронавирусной инфекцией, обострении конфликта и периодических боевых действиях в Нагорном Карабахе, роли России в их урегулировании.

На занятиях по истории России студенты будут узнавать объективную информацию об отказе США, НАТО и ЕС от обсуждения угроз национальной безопасности России, вооружённых провокациях в Донбассе, начале специальной военной операции на Украине и её целях, санкционном давлении коллективного Запада на нашу страну, попытках её изоляции от остального мира. Кроме того, о вхождении в состав России Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.

Кстати, в обновлённой концепции преподавания истории в вузах также упоминаются культурные особенности новейшего времени, например, развитие Интернета, внедрение Болонской системы образования, переход к цифровому вещанию, русский рок и русский рэп. Словом, студентам будет не только интересно, но и полезно изучать историю своей страны.

– Очевидно, что уровень подготовки преподавателей истории тоже должен быть соответствующим…

– Основная задача изучения обновлённого курса истории России – сформировать у молодых людей (вне зависимости от их будущей специальности) понимание истории как протяжённого процесса, где предшествующие события в какой-то степени предопределяют последующие. И профессионализм, компетентность, кругозор преподавателя, его умение доступно и понятно объяснить студентам те или иные исторические события, их влияние на жизнь России и других стран в данном случае будут играть первостепенную роль.

В рамках общероссийской переподготовки преподавателей в соответствии с новой концепцией от нашего университета был делегирован представитель кафедры истории России. Он прошёл обучение в Южном федеральном университете.

Очень информативные методические рекомендации по реализации обновлённого курса с учётом специфики направлений подготовки и специальностей были разработаны Министерством науки и высшего образования РФ. Они уже доступны нашим преподавателям для использования в работе.

– Так кто же будет преподавать студентам КФУ историю России? Каков возраст педагогов?

– В университетском коллективе преподавателей истории представлены все возрастные категории. Есть и старшее, более опытное поколение, и среднее, самое активное и продуктивное, и, что немаловажно, молодое – это ассистенты, в основном аспиранты исторического факультета, которые быстрее и проще находят общий язык с первокурсниками на практических занятиях. Словом, и преемственность сохраняется, и передача традиций, и развитие идёт в ногу со временем. Учитывая опыт прошлого года, мы пошли навстречу преподавателям и увеличили количество ставок за счёт ассистентов и старших преподавателей по кафедре истории России, чтобы преподаватели при большой «горловой» нагрузке имели оптимальное количество часов – в среднем 650. Поскольку, согласитесь, невозможно качественно преподавать историю при 4-5 парах в день.

Один на всех

– В связи с принятием новых образовательных стандартов изучения истории потребуются новые (желательно единые) учебники истории. Для школ, насколько известно, такие уже готовятся. А для вузов?

– Недавно в журнале «Родина» прочла статью по поводу учебников: как в советское время начиная с 1940 года пособия в течение полувека были единственными, а многие стабильно переиздавались. Одно из таких долгоиграющих даже попало в фильм полувековой давности «Большая перемена». Его герой, незабвенный Нестор Петрович, преподавал по учебнику новой истории для 9-го класса под редакцией академика В. М. Хвостова, печатавшемуся в неизменном виде несколько десятков лет.

С распадом СССР учебников стало множество. Но их качество очень часто вызывало закономерные вопросы не только у учителей, но и у родителей школьников, не говоря уже о профессиональных историках.

Исправить положение пытались не раз, но итог был неутешительным. До сих пор в школах используются несколько учебников истории различных авторов и издательств. Идея создать единый учебник истории для средней школы, о котором долго говорили и писали, c 1 сентября начнёт реализовываться в учебной практике.

К 2023/24 учебному году выйдут из печати единые учебники по российской и всеобщей истории для 10-го и 11-го классов. Через год, к 2024/25 учебному году, этот процесс должен завершиться появлением единых учебных книг для классов с 5-го по 9-й.

Минобрнауки России тоже разработает учебник истории для непрофильных специальностей в вузах в течение следующего учебного года. Пока же на основе концепции курса «История России» на неисторических направлениях подготовки преподаватель вуза будет сам выстраивать процесс его преподавания, сам выбирать, какими материалами, методичками или пособиями пользоваться, учитывая при этом, какие требования к итоговому уровню исторических знаний студентов предъявляются в соответствии с обновлённой концепцией курса «История России».

– Без регламентации содержания курса истории?

– В настоящее время профессиональная дискуссия ведётся в двух направлениях: нужно ли повторять в вузе школьный курс или лучше сконцентрироваться на ключевых вехах истории страны и рассмотреть значимые периоды в контексте мировой истории. На мой взгляд, оба подхода имеют право на существование. В любом случае реализация и первого, и второго варианта повысит уровень исторических знаний у студентов. Сейчас Мин-обрнауки вместе с Минпросвещения и Росмолодёжью тоже работает над созданием единой системы преподавания истории, от начальной школы до окончания университета.

Поколение созидателей

– Наталья Валерьевна, что вы как историк думаете о новой концепции курса «История России»?

– В ней предлагается очень широкий набор тем для изучения. Поэтому есть риск, связанный с трудностями полноценного разговора со студентами на все заявленные темы. Некоторые из них невозможно пройти по верхам, а недосказанность опасна.

Также очевидно, что, к примеру, для филологов и медиков, с учётом того, что им необходимо уделить внимание отраслевой истории, учебники должны быть разными. Но объединять их должно общее ядро, включающее подходы к российской и всемирной истории, интерпретации ключевых событий.

Повышенное внимание к изучению истории нашей страны в вузах позволит формировать у студентов чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти поколений, ответственности за судьбу страны, а также противодействовать фальсификации её истории. Поэтому нельзя забывать и о моральной ответственности преподавателя-историка за экспертные оценки, достоверность и объективность информации, которую он доносит студентам.

– Какими историческими знаниями должны обладать люди, получающие высшее образование в России?

– Нередко история воспринимается как набор сухих дат: в таком-то году при таком-то правителе произошло то-то… Причинно-следственные связи и определяющие факторы часто остаются за кадром, хотя именно они составляют суть исторического процесса. Поэтому, чтобы понимать настоящее, мы должны изучать прошлое. Говорят, что история ничему не учит. Не верьте, мы просто не всегда хотим учиться!

В 1990-е у нас активно, точнее, агрессивно, начали формировать общество потребителей. К счастью, это нам «не зашло», потому что не наше. И сегодня в обществе восстанавливаются традиционные ценности, на повестку дня снова выходят служение Родине и патриотизм. Планируется реформа блока социально-гуманитарных дисциплин в вузах в целом, выстраивание единой системы знаний и представлений. Начали с истории, потом запустили внедрение новой дисциплины «основы российской государственности».

Предстоит колоссальная работа по историческому просвещению, которую необходимо делать осторожно и бережно. Поэтому особенно важно преподавать историю профессионально. Ответственность историков перед обществом растёт, а исторические исследования становятся особенно актуальными. Они должны не только содействовать науке и образованию, но и помогать нашей стране и даже всему миру пройти это непростое время. Наша общая задача – сформировать поколение созидателей.

– Иного не дано…

– Исходя из собственного многолетнего опыта работы в университете, могу сказать, что наша молодёжь действительно меняется в лучшую сторону и видит своё будущее в России, хотя есть реалии не очень хорошие. Тем не менее большинство молодых людей уже понимают, что в странах Запада их никто не ждёт. Поэтому свою жизнь, карьеру, семью планируют строить здесь, опираясь на исторический опыт нашей страны, уроки, неудачи и достижения, присущие нам традиционные и цивилизационные ценности.

Наша задача сейчас – помочь им осознать, что Россия – это государство-цивилизация, которое им дальше развивать. Причём не в том контексте, что мы всегда отстаём и догоняем, а в контексте того, что у нашей страны свой, пусть и сложный, исторический путь, что нас уже не «отменить» и не уничтожить. А вызовы делают нас только сильнее. И меня очень радует, что нынешняя молодёжь хорошая, открытая, понимающая, она готова учиться. Главное – найти к ней подход. Поэтому сейчас, ещё раз подчерк-ну, помимо содержания (что немаловажно), особое внимание будем уделять форматам подачи исторической информации. Важно разумно чередовать классические и современные методические приёмы в образовательном процессе.

Беседовала Елена ОЗЕРЯН



По теме