Об изменениях в российских поездах, загадочных пассажирах и необходимых качествах проводника - интервью

Об изменениях в российских поездах, загадочных пассажирах и необходимых качествах проводника - интервью

Фото из личного архива Юлии Агаповой
Об изменениях в российских поездах, загадочных пассажирах и необходимых качествах проводника - интервью
Пятница, 21 октября - «Крымская газета».

В чём заключается трансформация российских поездов, с какими загадочными пассажирами можно столкнуться в вагоне и о каких правах многие не знают – об этом «Крымской газете» рассказала проводник пассажирского вагона Юлия Агапова в рамках рубрики, в которой мы задаём наивные вопросы профессионалам своего дела.

ЗЕЛЁНОЙ ДОРОГИ!

– Путешествия на поезде обрели популярность, железнодорожное сообщение с полуостровом по ряду причин значительно усилилось. Какими стали поезда и чем они могут удивить пассажира?

– Действительно, ездить стало комфортнее, вагоны усовершенствованные и опрятные. Новые двери автоматические, больше не заедают из-за погодных условий и блокируются на ключ, тем самым повышая без-опасность. В штабном вагоне имеются купе для маломобильных пассажиров, а нерабочий тамбур оборудован безопасным подъёмным устройством для въезда коляски. Ступени имеют новую конструкцию, они более удобные и раскладываются почти до самой земли. Тамбур стал шире. Появились кулеры с питьевой водой, достаточное количество розеток (ранее были только в проходе или возле туалета), биотуалеты и множество других удобств.

– Расскажите, пожалуйста, о личном пути: как вы пришли в свою профессию?

– Все помнят крайне занимательные поездки с родителями в поезде, романтику железной дороги… Отправившись учиться на проводника, я не представляла, с каким объёмом работы мне придётся столкнуться. Казалось, посадил, вручил бельё – и занимаешься своими делами. «Не работа, а мечта!», – думала я. Отучившись три года в железнодорожном техникуме (СТЖТиП), решила, что работать проводницей не пойду, хотя училась хорошо. Поступила на психолога, затем ушла работать в общепит. Через три года поняла, что внутренне стремлюсь к своей профессии, успешно прошла собеседование на должность проводника. Помню, первый рейс произвёл на меня большое впечатление.

– Приходилось ли вам регулировать конфликты или усмирять произвол пассажиров? Верно ли представление, что работа проводницы требует психологических навыков и неслабого характера?

– Пассажиры часто находят причины для ссор между собой. Чтобы конфликт не перерос в нечто большее (случаются и драки), а покой пассажиров на соседних местах не был нарушен, прибегаем к психологическим приёмам. Однажды ко мне обратились с просьбой пересадить на другое место. Я поинтересовалась причиной и в ответ услышала: «Еду с подругой. Мы с ней поругались и не разговариваем». Как оказалось, соседка не пускала даже присесть на нижнюю полку. А ехать трое суток. Был случай, когда в вагон подсел мужчина, солидный и приятный по общению человек. Весь вечер он ходил с портфелем. Ближе к ночи вернулся в своё купе. Вслед за ним врывается пассажир из другого вагона и кричит: «Остановите его! Он террорист!». Прибыла транспортная безопасность. Побледневший мужчина сам раскрыл портфель и чемодан и показал, что в них ничего нет. Выяснилось, вместе с тем молодым человеком они сидели в ресторане. Тот в какой-то момент решил, что его собеседник носит оружие и хочет устроить бойню. Наутро он пришёл вновь, но уже чтобы извиниться.

ВСЯ СТРАНА В ОКНЕ

– Возможно, вам встречались интересные пассажиры, которые остались надолго в памяти?

– Чаще я запоминаю хороших людей и семьи. В первый мой рейс в купейном вагоне ехала молодая пара. Приятные и общительные люди с маленьким мальчиком с особенностями развития. Он был прелестным, отзывчивым и дружелюбным. Я тогда отметила для себя, насколько люди могут быть счастливы и любить друг друга. Эта настоящая и крепкая семья отпечаталась у меня в памяти как образ, к которому надо стремиться. Мы тянемся к всё большему достатку, работаем без передышки, а всё самое ценное и лучшее подчас проходит мимо.

– В долгих рейсах можно столкнуться с хроническим недосыпанием. Вам удаётся выспаться?

– Для того чтобы высыпаться, мы с напарником выстроили график работы: восемь часов работаем, восемь спим. Смена может быть по десять часов, соответственно, сон длится столько же. Первые дни рейса спим в отведённое для этого время, далее входим в ритм работы и уже высыпаемся быстрее. Поэтому есть лишний час или полтора на общение с коллегами или просмотр фильма.

– О каких своих правах многие пассажиры не знают?

– Пассажир может показать билет в электронном виде. В случае одной ошибки в билете не стоит паниковать, вас всё равно пропустят в поезд. Если человек опоздал, он может зайти в любой вагон, предъявив документы, а затем перейти в свой. Многие не знают, что животных перевозить в плацкарте запрещено (за исключением собак-поводырей), не предупреждают о наличии животного и злятся, когда их не пускают в вагон. Перевозка питомцев возможна только в купе спального вагона, стандартном купе и купе повышенной комфортности. Мелкие животные допускаются в переносках, клетках, корзинках. Большие собаки – в намордниках, ошейниках и на поводке, а также исключительно в отдельном купе (при условии выкупа всех мест). Не стоит бояться проспать свою станцию, проводник будит за полчаса до прибытия. Если пассажир купил не тот билет, он может купить новый в онлайн-режиме, но уже в направлении с текущей станции.

– Есть ли у вас любимые направления?

– Для начинающих специалистов отмечу: когда едешь в незнакомом направлении, кажется, что оно лучше предыдущего – другие люди, другая природа за окном. Я не успела объездить всю Россию, но уже посетила города Кисловодск, Псков, Москву, Мурманск, Белгород, Адлер, Пермь, Омск. И не собираюсь останавливаться на этом списке. На стоянке мы успеваем изучить город. К примеру, в Мурманске, где мы стоим больше суток, посетили с поездной бригадой первый в мире атомный ледокол «Ленин», Ледовый дворец, обо-шли все достопримечательности и рыбные магазины (в городе полно рыбы, всем хотелось привезти её домой).

ВОСТРЕБОВАННАЯ ПРОФЕССИЯ

– Какими качествами должен обладать проводник?

– От нас требуются умение контролировать эмоции в конфликтных ситуациях, физическая и психологическая подготовка, дисциплинированность и организованность, рассудительность и стальные нервы, вежливость, способность быстро находить выход из нестандартных ситуаций.

– Каков карьерный рост для представителей вашей профессии?

– С высшим образованием можно стать начальником поезда. У него уже другие обязанности: ответственность не за вагон, а за весь состав.

– Что нравится в профессии, а что раздражает?

– Из достоинств выделю путешествия, востребованность (поезда будут ездить всегда), знакомства с новыми людьми – как с пассажирами, так и с коллегами. Минусы: не всем подходят постоянные разъезды, большая ответственность за каждого в вагоне, график (можем работать в праздники или дни рождения).

Подготовила Диана МАСЛОВА




По теме