О развитии и проблемах крымских курортов, перспективах для собственников «серых» отелей: интервью с министром курортов и туризма РК

О развитии и проблемах крымских курортов, перспективах для собственников «серых» отелей: интервью с министром курортов и туризма РК

Фото: Евгений Летов
Крымская газета
О развитии и проблемах крымских курортов, перспективах для собственников «серых» отелей: интервью с министром курортов и туризма РК
Пятница, 22 ноября - «Крымская газета».

Сергей Ганзий возглавил Министерство курортов и туризма РК в начале лета.

Что оказалось самым сложным в работе, какие выводы сделаны по итогам пяти месяцев в должности, есть ли в Крыму недооценённые курорты и удалось ли самому министру отдохнуть этим летом, узнала «Крымская газета».

О НАЗНАЧЕНИИ

– Сергей Александрович, вас назначили министром в самом начале курортного сезона. С какими трудностями пришлось столкнуться?

– Высокий сезон был в самом разгаре, и времени на раскачку практически не осталось. Пришлось сразу включиться в активную работу, в том числе ездить по регионам, проверять пляжи, объекты размещения. Это и было, пожалуй, наибольшей сложностью при вступлении в должность: сразу началась преимущественно разъездная работа.

– Коллектив министерства сформирован достаточно давно. Удалось ли сработаться с коллегами? Привели ли кого-то из своих?

– Я пришёл в органы местного самоуправления ещё в 2007 году, многих из коллег знаю с тех пор. Поэтому можно сказать, что я, с одной стороны, привёл за собой всех, а с другой – не привёл никого. Тот коллектив, который работал до меня, работает и сегодня.

– Как бы вы охарактеризовали себя как руководителя?

– Надеюсь, я тот руководитель, который способен вести за собой команду к достижению целей, поставленных главой Крыма Сергеем Аксёновым.

О ВЫВОДАХ

– Как оцениваете прошедший курортный сезон?

– Начиная с 2014 года мы ежегодно говорим, что сезон особенный. И 2024-й не стал исключением. Он характеризуется ростом турпотока. За десять месяцев Крым посетило 5 млн 587 тыс. туристов. Это на 18% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 3 млн 270 тыс. – столько отдыхающих мы приняли, это на 26% больше, чем в прошлом году. Удался и бархатный сезон: за два осенних месяца у нас отдохнуло около миллиона человек, что на 6% выше прошлогоднего уровня. Средняя загрузка коллективных средств размещения в октябре составила 46%. Это на треть больше, чем в октябре прошлого года. Тенденция сохранилась и в бархатный сезон, и на новогодние праздники, и на ранний период 2025 года.

– Можно ли сказать, что Крым становится круглогодичным курортом?

– Безусловно. Недавно была принята Программа развития экономики Республики Крым до 2036 года. И в ней заложена круглогодичная работа курорта, способного максимально удовлетворить запросы туристов. В этом направлении ведётся активная работа. Санаторно-курортное лечение – один из ключевых элементов, обеспечивающих круглогодичность. Плюс мы работаем над многими направлениями, в том числе над развитием перспективных видов туризма. Это аграрный и экологический, активный и пешеходный туризм. Всё это позволит нам привлекать гостей в течение всего года.

6-2тимакенрголд.jpg

О ПЕРСПЕКТИВАХ

– Каковы планы на ближайшее время?

– Летний и бархатный сезоны были насыщенными, и сейчас мы плавно входим в межсезонье. Это время, когда акцентируем внимание на санаторно-курортном лечении как приоритетном виде туризма. Работа в этом направлении уже началась: состоялся информационный тур, в котором приняли участие 15 представителей крупнейших предприятий и госкорпораций из Татарстана, Пензы и Пензенской области, Москвы и Санкт-Петербурга. Мы продемонстрировали им санаторно-курортные возможности Крыма, средства размещения, причём разных ценовых категорий, объекты показа и развлечений, чтобы они заключали договоры на оздоровление своих сотрудников. Недавно прошёл пресс-тур для федеральных СМИ и блогеров, в ходе которого мы показали читателям этих изданий, каким может быть Крым в осенне-зимний период.

В ноябре мы впервые провели масштабный туристский слёт, привезём 71 турагента из разных субъектов РФ. Показали наши санаторно-курортные и туристические объекты и научили коллег правильно продавать крымский продукт в их регионах. На базе таких турагентств хотим создать представительства Крыма, чтобы жители всех субъектов России могли получать полную информацию о том, как и где от-дохнуть на полуострове.

– Сергей Александрович, что всё же ставится во главу угла в развитии Крыма как курорта?

– Программой развития предусмотрено, что Крым – это всероссийская круглогодичная здравница. И установлены два целевых индикатора: 7,5% поступений от туристской сферы в ВРП региона и 10 миллионов туристов в год. Что требуется для достижения этих показателей? Безусловно, дальнейшее развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры.

Сегодня под патронатом президента России реализуется федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал». Одна из его частей реализуется в Крыму, это «Золотые пески». Здесь объединены два проекта: «Золотые пески» и «Крымская Ривьера». В их рамках появятся 18 объектов размещения с развитой курортной инфраструктурой. Там будут медицинские центры и бассейны с подогревом, конгресс-холл, музейный комплекс вокруг мемориала Евпаторийскому десанту, который станет сердцем проекта.

В Крыму создаются пять туристско-рекреационных кластеров, на которые предусмотрено 36 миллиардов рублей.

Также активно работаем над развитием перспективных для полуострова видов туризма. В первую очередь это сельский, агропромышленный туризм. В этом направлении предстоит много работы, за последние годы открылись интересные современные объекты, но пока всё это не сформировано в единый турпродукт.

Также огромный потенциал у экологического туризма. Один из реализуемых сегодня проектов – Большая Крымская тропа, и мы только в начале пути.

Все эти направления позволяют нам предлагать уникальный турпродукт, отвечающий современным запросам. Важно, чтобы Крым оставался привлекательным как летом, так и зимой, по-этому ищем новые форматы.

О ПРОБЛЕМАХ

– Какие курорты Крыма, на ваш взгляд, недооценены?

– Мы понимаем, что практически половина туристов выбирает Южный берег Крыма. Но я бы сказал, что не недооценёнными, а перспективными являются восточное и западное побережье, выделил бы и центральный регион. Бахчисарайский и Симферопольский районы имеют прекрасные перспективы. Просто нужно найти свою нишу. Особо хочется выделить Черноморский район, «крымские Мальдивы». Многие не знают, к сожалению, что у нас есть такое уникальное направление.

– В чём основная проблема крымских курортов?

– Проблемы комплексные. Главное – восстановление инфраструктуры. Развитие идёт темпами пятилеток, восстанавливаем, к примеру, берегоукрепительные сооружения, построенные в 60–70-х годах. Активно развивается инфраструктура городов.

В этом году в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» благоустроены турцентры городов Алупки («Старый город») и Евпатории («Малый Иерусалим»), которые привлекают множество туристов. Ведутся работы в Феодосии – проект туркода «Уездный город», планируем завершить его до конца года.

Конечно, очень важны логистика, современные объекты размещения и уровень сопутствующих услуг. В Крыму появились великолепные гостиничные комплексы мирового уровня. Но таких объектов недостаточно, на них большой спрос, внутренний туризм стремительно развивается. Надо обновлять и совершенствовать материально-техническую базу существующих санаториев.

Ну и конечно, Крым – это пляжи, и здесь надо продолжать работу, внедрять единый архитектурный тип, совершенствовать инфраструктуру.

– На каком этапе работа с «серыми» отелями?

– Это важнейшая для республики задача. Сегодня около девяти тысяч средств размещения имеют признаки гостевых домов.

Правительство РФ готовит ко второму чтению поправки в законопроект о проведении эксперимента по предоставлению услуг в гостевых домах. Мы провели круглый стол с профильными ассоциациями, общественными организациями, руководителями объектов размещения, выработали единую позицию по этому вопросу и направили её в Правительство РФ и Госдуму. В частности, есть ряд принципиальных для нас замечаний и предложений, чтобы этот закон всё-таки работал в Крыму.

Надеемся, в туристический сезон – 2025 вступим с законодательной базой, которая позволит нам регулировать деятельность малых и индивидуальных средств размещения.

– Расскажите, какие перспективы откроются для собственников «серых» отелей, если после принятия закона они выйдут из тени?

– Те объекты размещения, которые всё-таки решат войти в правовое поле, смогут работать более эффективно, рекламировать себя на информационных агрегаторах, взаимодействовать с туроператорами, претендовать на господдержку.

Тем более мы понимаем, что эти объекты уже построены. Люди вложили деньги в их развитие. Понимаем, что во многих курортных регионах такие гостевые дома – единственный источник дохода для их собственников. И действовать по принципу «сломать всё, и пускай там ничего не будет» неправильно. Поэтому очень важна гармоничная интеграция малых и индивидуальных средств размещения в правовое поле.

О ЛИЧНОМ

– Получилось ли при такой высокой занятости отдохнуть этим летом?

– Учитывая, что я был назначен на пост 3 июня, с отдыхом, как вы понимаете, этим летом не сложилось совсем (смеётся. – Ред.).

– А в ходе поездок по Крыму удалось побывать там, где никогда до этого не были?

– Посетил множество объектов, на которых никогда не был. Одно из недавних моих открытий – музей Коровина в Гурзуфе. На мой взгляд, такие жемчужины способны не только привлекать туристов в ту местность, где они находятся, но и быть настоящими точками притяжения.

Ну и конечно, продолжаю знакомиться с объектами, которые ранее не посещал. Говорят, что Крым – это мир в миниатюре, и весь этот мир мне пока осмотреть не удалось.

– Какой вид отдыха предпочитает ваша семья?

– У меня два сына, поэтому у нас, можно сказать, микс. Спокойно полежать на пляже точно не получится. Выбираем что-то среднее между спокойным и активным отдыхом, чтобы всем было чем заняться.

– Скажите, пожалуйста, что бы посоветовали обязательно увидеть и попробовать в Крыму людям, которые впервые едут на полуостров, например, на семь дней? Ваш личный топ мест и занятий?

– Очень интересный вопрос. Мы говорили о том, что нужно продвигать все регионы Крыма, поэтому я бы предложил начать с Керчи. Это один из старейших городов России с уникальными памятниками истории и сума-сшедшим туристским потенциалом.

Если это семидневное путешествие, то я бы рекомендовал дальше двигаться с востока на запад и постараться увидеть и попробовать как можно больше.

Что касается гастрономических приоритетов, то это крымские вина, сыры, морепродукты. Обязательно заехать в Алушту и попробовать улиток. Я, правда, сам ещё их не ел, но планирую. Крымские сладости, чаи... На самом деле, можно продолжать бесконечно.

По моему мнению, всё, что есть в Крыму, – это топ. И всё это непременно надо попробовать. Конечно, не за семь дней, а обязательно возвращаться к нам снова и снова.

Блицопрос

– С чего начинается ваш день?

– С того, что я открываю глаза.

– Опишите себя тремя словами.

– Всегда идущий вперёд.

– Чего не терпите в людях?

– Предательства и лжи.

– Если бы основали свой бизнес, чем бы занялись?

– Туризмом.

– Ваше любимое занятие?

– Туризм и спорт.

– Какой вид спорта предпочитаете?

– Его величество футбол.

– Ваш жизненный девиз?

– Не живу девизами, просто двигаюсь вперёд.

– Если бы всю жизнь могли есть одно блюдо, то какое?

– Мясное ассорти.

– Если бы выиграли в лотерею 10 миллионов, на что бы потратили?

– На благотворительность и путешествия.

– Какой самый необычный подарок вы получали?

– Давайте я скажу о самом долгожданном. Это два любимых сына, которых подарила мне жена.

Подготовила Елена ВИТВИЦКАЯ



По теме