Где можно пить воду из-под крана и почему часто рвутся сети - интервью с гендиректором "Воды Крыма"

Где можно пить воду из-под крана и почему часто рвутся сети - интервью с гендиректором "Воды Крыма"

Фото: Гала Амарандо
Крымская газета
Где можно пить воду из-под крана и почему часто рвутся сети - интервью с гендиректором "Воды Крыма"
Пятница, 28 апреля - «Крымская газета».

ПУТЬ ВОДЫ

Генеральный директор ГУП РК «Вода Крыма» Максим Новик рассказал, пьёт ли он из-под крана, в каких городах полуострова самая чистая вода и что будет с артезианскими скважинами после восстановления работы Северо-Крымского канала.

Пить или не пить?

В кабинете на улице Киевской в Симферополе, где находится центральный административный офис «Воды Крыма», как всегда, светло и уютно. Мало здесь изменилось после ухода прежнего руководителя, разве что на стене вместо карты, где была обозначена вся территория ответственности предприятия, теперь висит большой плазменный телевизор. Оно и понятно: совещания в режиме онлайн нынче проходят повсеместно. С Максимом Новиком на должности гендиректора крупного коммунального предприятия мы встретились впервые. Беседа вышла интересной, хоть и прерывалась многочисленными звонками. Все – по работе.

– Максим Владимирович, в последние годы вы работали в «Воде Крыма», потом в региональном МинЖКХ, теперь снова в «Воде Крыма»… Здесь комфортнее?

– Да, были такие перестановки. По-моему, я единственный первый замминистра любого министерства, который от назначения до увольнения отработал полтора месяца. Наверное, я рекордсмен (смеётся). Здесь задачи ставит руководство, и, скажем так, мне комфортно везде. Но в то же время я считаю именно «Воду Крыма» своим родным предприятием.

– Днепровская вода уже поступает аграриям для полива, а жители Керчи начали использовать её как питьевую?

– Чтобы вода попала в краны жителей, она должна пройти определённый путь. Мы берём воду не из канала, а из водохранилища. То есть вся вода из Северо-Крымского канала подаётся в наливные водохранилища Керченского полуострова: Фронтовое, Феодосийское, Самарлинское, Ленинское и Станционное. Там она аккумулируется. После этого мы начинаем её брать. Сейчас Керченский полуостров обес-печивается питьевой водой за счёт ранних накоплений.

– Вода из Северо-Крымского канала проходит более тщательную очистку, чем из артезианских скважин?

– Вода из артезианских скважин полностью соответствует по СанПиН всем показателям. И перед подачей населению требует только цикла обеззараживания.

Вода из Северо-Крымского канала поверхностная, поэтому она проходит все степени очистки на очистных сооружениях. Применяются химические реагенты для уменьшения мутности, цветности и так далее. Также потом на финише она проходит цикл обеззараживания и подаётся населению.

На Керченском полуострове, который исторически снабжался водой из Северо-Крымского канала, всегда была не самая чистая вода. Поэтому очистные были спроектированы и построены именно с учётом повышенных требований к качеству воды.

– Вы говорите, что вода из артезианских скважин полностью соответствует СанПиН, но Роспотребнадзор в 2022 году при проверке качества питьевой воды нашёл отклонения по гигиеническим нормативам во многих городах и районах республики.

– Качество питьевой воды ухудшилось из-за восьмилетней водной блокады Крыма, прекращения подачи воды по Северо-Крымскому каналу, который осуществлял подпитку двух водоносных горизонтов. Результат – несоответствие качественных показателей по жёсткости и минерализации. Следовательно, сейчас необходимо предусматривать станции водоочистки практически на каждый питьевой источник, что в свою очередь сразу скажется на тарифе.

Но мы не сидим сложа руки. В этом году начали строительство очистных сооружений в Красноперекопске. Проект реконструкции, который прошёл государственную экспертизу, предусматривает мембранную очистку питьевой воды от высокой жёсткости, минерализации, хлоридов и сульфатов. К концу следующего года мы построим станцию.

Конечно, проблем ещё предостаточно в этой части, но локально вопросы решаем. В следующем году начнём строительство очистных сооружений в Евпатории, которые обеспечат качественной питьевой водой весь город, а также посёлки Новоозёрное, Заозёрное и Мирный.

– Где-то вообще сегодня можно пить воду из-под крана, чтобы не фильтровать и не кипятить?

– Можно в Симферополе, Алуште и Ялте.

– Сами пьёте из-под крана?

– Не всегда, но бывает. У нас вода на анализ берётся каждые два часа. Да, бывает вторичное загрязнение, которое возникает из-за ветхих труб. Мы подаём воду с очистных хорошего качества, а пока она доходит до потребителя, может получить какое-то вторичное загрязнение. Но по бактериологическим показателям у нас всегда всё в норме.

– Ваше предприятие в больших объёмах закупает пищевую соль. Для чего она?

– Пищевая соль используется для приготовления гипохлорита натрия, который применяется для обеззараживания питьевой воды по бактериологическим показателям.

Также на водопроводных очистных сооружениях используется коагулянт (сернокислый алюминий), при помощи которого происходит снижение мутности воды, поступающей из водохранилища.

Проверка Межгорного

– Что будет с артезианскими скважинами, которые бурили для обеспечения Крыма водой в засушливый период? Их законсервируют после подачи днепровской воды?

– Днепровская вода полностью покрывает потребности Керченского полуострова. Там никогда не было собственных источников водоснабжения: скважины с маленьким дебетом, а сама подземная вода непригодна для питья, она техническая. В настоящий момент с началом работы канала Керчь, Феодосия, Судак и весь Ленинский район обеспечены днепровской водой. Кроме того, ранее при работе Северо-Крымского канала вода закачивалась в четвёртое искусственное водохранилище – Межгорное, из которого после очистки могла подаваться на Симферополь. Но в целом днепровская вода не влияла на водоснабжение Симферополя. Он исторически обеспечивался питьевой водой за счёт водохранилищ поверхностного стока: Аянского, Симферопольского и Партизанского. Сегодня они хорошо наполнены.

Так что, по сути, выполнив данное бурение и комплекс работ по подключению артезианских скважин к нашим водоводам, мы решили вопрос с гарантированным дополнительным источником водоснабжения Симферополя. И если вдруг мы не сможем брать воду для обеспечения города из наших водохранилищ, то закроем суточную потребность скважинами. В настоящий момент они все работающие. Из 120 тысяч кубов воды, которую ежесуточно потребляет Симферополь, мы четыре-пять тысяч берём из скважин, чтобы поддерживать их в нормальном техническом состоянии. В случае необходимости в течение двух суток мы их раскачаем до суточной потребности города.

– Межгорное водохранилище планируете снова включить в работу?

– Учитывая, что восемь лет мы были без канала, объект законсервирован. Водохранилище требует выполнения ряда работ по дну, его надо восстанавливать. В этом году ГБУ РК «Крыммелиоводхоз», насколько я знаю, планирует закачать немного воды в Межгорное водохранилище для дальнейшего определения его возможностей. С нашей стороны нужны небольшие усилия для восстановления гидроузла, и в теории мы готовы запускать воду из Межгорного водохранилища на Симферополь.

– Специалисты утверждают, что в случае утечки радиации на Запорожской АЭС придётся снова перекрыть Северо-Крымский канал. Нам стоит опасаться такого развития событий?

– Отбор воды из Северо-Крымского канала осуществляется только после проведения ряда анализов на соответствие нормам. В случае ухудшения качества воды, поступающей в канал, будут задействованы ранее построенные артезианские водозаборы: Просторненский, Нежинский, Новогригорьевский, при помощи которых будет осуществляться наполнение наливных водохранилищ восточной части полуострова.

Но, как я уже говорил, после открытия канала вода должна пройти определённый путь, минимум в полтора месяца, чтобы попасть в краны потребителей. Вода подаётся в Северо-Крымский канал из Каховского водохранилища. Для сравнения: три наших водохранилища (Аянское, Симферопольское, Партизанское) – это 75-80 млн кубов при их наполнении. В Каховском несколько миллиардов кубов. Чтобы там какой-то показатель достиг критической отметки, необходимы сотни тонн ядовитых веществ.

За трое суток

– Максим Владимирович, каждое утро телеграм-канал «Воды Крыма» сообщает об очередных поломках, авариях и отключениях потребителей. Так часто рвутся сети?

– Есть как аварийные работы, так и плановые. По плановым мы для себя ввели такую практику: за трое суток предупреждаем население о том, что будут выполняться работы. Затем дублируем объявления за двое суток и потом даём накануне. Сразу же организовываем подвоз воды.

Если говорить об аварийных отключениях, то повреждение на сетях могло произойти ночью. Наша диспетчерская служба работает круглосуточно, в том числе слесари, которые на аварийных машинах выезжают на место и фиксируют наличие повреждений. Определяем характер повреждения и уже утром даём объявление о проведении аварийных работ.

За неделю в ваш инфоцентр поступило более 2700 обращений. Не слишком ли много?

– Это в пределах нормы, так как большое количество обращений касается сверки показаний приборов учёта. У нас очень дисциплинированные потребители. Кроме того, люди, которые сидят на телефонах, обязаны принять звонок и дать квалифицированный ответ сразу, даже если это не в компетенции данного специалиста. Бывает, нам звонят по вопросам работы управляющей компании. Мы должны в течение получаса переадресовать заявление на соответствующие службы и проконтролировать обратную связь.

– Насколько крымчане дисциплинированы в вопросах оплаты счетов? Много ли должников?

– У нас бывает, что уровень оплаты составляет 103%. Кто-то вносит авансовые платежи, кто-то закрывает старые долги. При этом, конечно, есть определённый пул неплательщиков, которые накопили долги по сто тысяч рублей, а живут в многоквартирном доме и возможности отключить их у нас нет. Не стояк же перекрывать. Это крайний случай, стараемся вникать в жизненные ситуации каждого абонента, предлагаем рассрочку. Встречаются и (не хочется такое слово применять, но по-другому не скажешь) наглые люди. Они обосновывают неуплату за наш ресурс тем, что вода от бога. С такими мы тоже работаем, подключаем судебных приставов.

– А что с незаконными врезками? Раньше их выявляли немало…

– Мы и сейчас их периодически находим. Но их ничтожно мало на самом деле, так как наш ресурс довольно дешёвый, а величина штрафа несоизмеримо высока. Штраф может составить и сто тысяч рублей, и миллион. Знаете, я всегда провожу такую параллель: мы готовы заплатить за пол-литра воды в пластиковой бутылке 50 рублей, а за тысячу литров воды не хотим отдавать 37 рублей.

Миллионные штрафы

– Пробовала заказать у вас для выкачки ямы в частном домо-владении ассенизаторскую машину. Мне предложили приехать на Гурзуфскую с документами на дом, отстоять в очереди, заключить договор, оплатить... Можно как-то упростить систему заказа? Например, делать это через сайт или приложение…

– Приложения у нас пока нет, но мы уже упростили эту задачу. Достаточно звонка либо обращения через наш сайт, и заявление будет принято. В течение получаса перезвонит сотрудник, уточнит предполагаемый объём откачки и удобное время. Мы с собой вывозим пакет документов, который необходимо заполнить заказчику, это займёт на месте 20-25 минут. Далее выписываем счёт и ожидаем оплаты в течение семи дней. Иногда наших водителей просят брать с собой кассовые аппараты, чтобы оплачивать услуги сразу, но у нас их пока нет. Может, и к этому придём для максимального удобства крымчан.

– Возможно ли в ближайшее время уйти от выгребных ям и полностью перейти на централизованное водоотведение хотя бы в Симферополе?

– Мы постепенно выполняем такие работы. Вот недавно посёлок Комсомольское обеспечили канализацией. У нас Симферополь канализован примерно наполовину. Старый город, почти всё Марьино без канализации, район Украинки и улица 51-й Армии не канализованы. Поэтому работы в этом направлении очень много. У нас разработаны схемы по пяти большим районам города, где необходимо централизованное водоотведение.

Вот мы говорим о канализации, а Симферополь ещё не на сто процентов обеспечен централизованным водоснабжением. И это в приоритете. Посёлок Комсомольское, например, живёт на колодцах.

Проблема загрязнения стоками крымских курортов всегда стояла очень остро. Канализационная сеть ещё в советское время в Крыму, как и в Геленджике, создавалась так, чтобы отводить очищенные сбросы в море на большую глубину. Как сегодня проходит процесс замены труб?

– В настоящее время выполнен капитальный ремонт глубоководных канализационных выпусков на канализационных очистных сооружениях в Рыбачьем, Партените, Солнечногорском, Алуште, Приморском и Саках. Также произведена реконструкция очистных в Орджоникидзе и Феодосии.

В рамках ФЦП выполнена реконструкция глубоководных выпусков КОС посёлка Утёс, Малореченского, Николаевки, Бондаренкова, а также Судака и Евпатории.

В ближайших планах – реконструкция канализационной насосной станции и напорных канализационных коллекторов в Алуште, реконструкция напорных канализационных коллекторов и систем обеззараживания в Керчи, реконструкция систем обеззараживания в Феодосии.

– В Сочи незаконные и бесхозные подземные коммуникации находят благодаря уникальному георадарному комплексу. А в Крыму есть подобное оборудование?

– В ГУП РК «Вода Крыма» имеется телеинспекционная лаборатория, специалисты которой обнаруживают несанкционированные подключения, а также скрытые повреждения. За прошлый год лабораторией было произведено 1498 разного рода обследований, по результатам которых обнаружено и устранено свыше 569 утечек.

Сотрудники водных инспекций филиалов также укомплектованы специальным модернизированным и современным оборудованием, позволяющим выявлять несанкционированные подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, незаконное вмешательство в работу приборов учёта. За 2022 год сотрудниками водных инспекций филиалов обследовано свыше 26 тысяч объектов физических и юридических лиц, выявлено свыше 150 серьёзных нарушений, в результате которых предъявлено штрафов более чем на 146 млн рублей.

С начала этого года аналогичных нарушений выявлено 39 на общую сумму почти 40 млн рублей.

– В прошлом году наш сосед «Росводоканал Краснодар» ликвидировал на сетях водоотведения тысячи засоров, причина образования которых – несоблюдение жителями правил пользования канализацией. А какая «засорная» статистика в Крыму?

– К сожалению, жители Крыма также выбрасывают в канализацию нерастворимые предметы, вследствие чего в прошлом году специалистами предприятия было прочищено порядка 23 700 засоров. Основной проблемой является попадание в канализацию средств личной гигиены (влажных салфеток), менее часто встречаются продукты питания и разного рода ветошь.

Ирина ГУЛИВАТАЯ



По теме