Как на полуострове контролируют регулярность пассажирских перевозок, какой доход приносит реклама на общественном транспорте и зачем Симферополю перенимать полезный опыт Томска в сфере транспорта? Об этом и не только «Крымская газета» поговорила с генеральным директором ГУП РК «Крымтроллейбус» Олегом Билычуком.
ОТ СЛЕСАРЯ ДО ДИРЕКТОРА
– Олег Леонидович, свою карьеру вы начали молодым слесарем и, пройдя весь путь, стали директором. Как вам удалось занять руководящую должность?
– С интересных вопросов начинаете. На самом деле, никакую тайну я вам не открою. Да, начинал слесарем, постепенно осваивался в коллективе и получал высшее образование. Шаг за шагом прошёл весь путь до генерального директора.
– В этом году предприятие отмечает 65-летие со дня запуска движения по самому длинному в мире междугороднему троллейбусному маршруту Симферополь – Ялта. Как с прошлого века изменился подход к пассажирским перевозкам?
– За последние три года открыто 19 участков автоколонны, это позволило увеличить объёмы пассажиропотока и улучшить качество обслуживания. За девять месяцев этого года автопарк предприятия перевёз более 70 млн пассажиров, а это на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Регулярно меняем транспорт. Автобусы оснащены всем необходимым, от систем кондиционирования, ГЛОНАСС до автоматической оплаты проезда и атрибутов доступной среды по последним требованиям. Иногда даже выходим на те линии, где вообще никогда автобусы не ездили. Соответственно, люди видят, чувствуют заботу со стороны республики. Бывает, даже пишут благодарности.
«ГЛАВНЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК»
– В честь памятной даты отреставрировали легендарный троллейбус на Ангарском перевале. Какие ещё «процедуры» и обновления предстоят троллейбусному парку?
– До 2016 года предприятие осуществляло только троллейбусные перевозки. Затем были закуплены первые 27 автобусов, и мы начали изучать новое дело – автобусные перевозки. С этого момента началось поэтапное развитие. Мы начинали с девяти маршрутов, а уже в 2021 году их стало 119, в 2022-м – 234, в 2023-м – 341. В июле 2024-го их количество выросло до 403.
Мы сейчас присутствуем в 18 городах и районах Крыма. Если изначально у нас было 27 автобусов, сейчас их больше тысячи. Только в этом году открыли 60 новых маршрутов. Процесс не останавливается. На днях запустили очередной маршрут в Алуште, под № 12 теперь курсирует новый комфортный автобус.
УЖЕ НЕ «ШКОДА»
– Какой средний возраст троллейбусов? Часто ли проводят их техническую проверку?
– Регламент жёсткий: один раз в шесть дней каждый троллейбус становится на ТО. В среднем они все у нас 2010, 2016 и 2019 годов выпуска. Поэтому самый большой возраст сейчас – 14 лет. Ранее, когда мы экспортировали чехо-словацкий подвижной состав, средний возраст составлял 40 лет.
– Из-за санкций различные запчасти к троллейбусам изготавливают в Центральных ремонтных троллейбусных мастерских. Все ли проблемы удаётся решить самостоятельно или приходится обращаться за помощью к регионам?
– Да, запчасти приходится искать. То, чего нет в свободном доступе, мы получаем обходными путями посредством параллельного импорта из Китая и Казахстана. Ремонтные работы проводим только своими силами.
– Согласно программе развития Крыма до 2036 года ожидается, что доля общественного транспорта со сроком эксплуатации не выше нормативного увеличится до 85%. Часто ли происходит обновление подвижного состава?
– Самый старый автобус у нас – 2019 года. Обновление идёт регулярно. Весь транспорт сравнительно молодой. Самым масштабным за последние годы стало поступление более 400 новых автобусов в 2020 году для решения проблемы нехватки общественного транспорта в республике.
НА НУЖДЫ АРМИИ
– Оказываете ли помощь СВО?
– Перемещения военнослужащих, а также большей части призывников были нами отработаны, регулярно возим армию. Наши сотрудники помогали в эвакуации сотен иностранных граждан с территорий, освобождённых во время специальной военной операции на Украине. Глава Крыма Сергей Аксёнов награждал водителей нашего предприятия, отметив их мужество и профессионализм. Кстати, 320 наших сотрудников уже вступили в добровольческий отряд «Барс-Крым», организовав две роты.
МЕСТ ХВАТИТ ВСЕМ?
– «Крымтроллейбус» запустил свою WhatsApp-приёмную, куда крымчане могут обратиться с любой проблемой, касающейся работы общественного транспорта. Находите время, чтобы лично ответить пассажирам?
– Приёмная работает с 2021 года, с тех пор жалоб на работу стало намного меньше, раза в три, наверное. Кроме WhatsApp-приёмной, у меня в телефоне целая маршрутная сеть. Я вижу все маршруты онлайн: где какой находится, как работают сегодня, опоздал ли тот или иной автобус…
Телеграм-каналы есть в каждой администрации города и района. Это довольно-таки действенная мера, так как происходит прямое общение водителя с пассажирами.
– Маршрут «Крымтроллейбуса» Симферополь – Саки предусматривает в автобусе всего одно место для маломобильного пассажира. Как можно исправить ситуацию? Ведь из крымской столицы на оздоровление едут десятки инвалидов-колясочников, в том числе участники СВО.
– На этом маршруте у нас работают шесть автобусов, в том числе специальные низкопольные. По заводской комплектации в автобусе предусмотрено только одно место для инвалидов, мы с этим ничего не можем поделать. Но, помимо нас, этот маршрут обслуживают и другие перевозчики. Действительно, Саки – курорт для маломобильных граждан, мы об этом помним, автобусы туда ездят с интервалом 20-25 минут.
– Какое наказание может понести водитель, который высаживает безбилетного ребёнка или проезжает без остановки мимо инвалида-колясочника?
– Высаживать ребёнка запрещено законом, поэтому нарушителей ждут самые жёсткие меры, вплоть до увольнения. Также при посадке инвалида в автобус водитель, согласно должностной инструкции, обязан откинуть пандус. Совсем недавно мы расстались с водителем из Ялты из-за того, что тот отказался бесплатно везти инвалида.
ЖДУТ ВЕЗДЕ
– Жители Евпатории с нетерпением ждут прихода «Крымтроллейбуса», о чём пишут в социальных сетях. Есть ли какие-то наработки в этом направлении?
– Этот вопрос уже обсуждали с главой города. Пока нет понимания, когда именно мы туда зайдём, потому что нужны финансы. Возможно, в следующем году будем знать точно.
– Где ещё открылись новые маршруты и какие населённые пункты они связали?
– Например, начали обслуживать новый автобусный маршрут № 561-03 (Стефановка – Симферополь). Длина полного оборотного рейса – 268 километров (Джанкойский район – Симферополь). Также запустили новые маршруты в Бахчисарае, самом городе и пригороде, Белогорске, Алуште, Симферополе, Керчи, Ялте, Кировском районе, Первомайском, Черноморском, Советском, Раздольненском. То есть, можно сказать, везде.
ОНИ ВСЕГДА НУЖНЫ
– Ещё в начале года штат водителей общественного транспорта был не доукомплектован на 30% согласно данным Центра поддержки перевозчиков и пассажиров Республики Крым. Чтобы как-то решить проблему, планировалось возобновить программы по предоставлению комнат в общежитиях водителям. Удалось ли это сделать?
– В Керчи администрация пошла навстречу, жильё уже выделено, это общежития. Привлекаем и учим водителей, в том числе «с материка». Для более комфортного и современного обучения закупили два симулятора с кабиной. Также есть договорённости с автоучкомбинатом на Маяковского в Симферополе. Подходы к обучению меняются, а люди остаются. За счёт них мы живём и развиваемся.
– Команда «Крымтроллейбуса» впервые в этом году приняла участие в конкурсе водительского мастерства «Водитель года – 2024». Можно ли говорить о том, что престиж этой профессии растёт?
– Конечно, мы уже не в одном конкурсе участвовали. Сначала его проводили в Севастополе, потом мы пригласили водителей из города-героя с ответным визитом к себе. Недавно приняли участие в конкурсе в Краснодаре, тоже на лучшего водителя материка.
– Много ли женщин-водителей работает?
– Я на этом особо не акцентирую внимание, но да, на троллейбусах традиционно работает много женщин. Даже за рулём автобусов их становится всё больше.
ОТ КОЛБАСЫ ДО АКВАРИУМА
– На предприятии разработаны тарифы на размещение рекламы на троллейбусных столбах и в самих троллейбусах. Какой доход приносят эти услуги?
– Около восьми миллионов (в год. – Ред.), которые относятся к прочим доходам предприятия. Люди рекламируют самое разное, от молочной продукции и колбасы до Алуштинского аквариума. В общем, всё самое нужное для народа. Всё соответствует требованиям законодательства, никакой табачной продукции и винно-водочной не продвигаем.
– За травмы пассажира в транспорте предусмотрены страховые выплаты. В отдельных случаях они могут достигать 2 млн рублей. Сталкивались ли с этим на предприятии?
– Слава богу, нет. С мелкими травмами, признаюсь, сталкивались, всё выплачивалось. Когда пассажир травмируется, есть страховка. Пожалуйста, помните, что пассажир всегда должен быть с билетом на руках, если хочет получить выплату.
СИМФЕРОПОЛЬ БЕЗ ПРОБОК?
– Что дало нашему городу и полуострову в целом объединение предприятий «Горавтотранс» и «Крымтроллейбус»?
– Только положительные результаты. Стало комфортнее, потому что убрали все старые автобусы, которые буквально сыпались и уже не были пригодны для перевозки пассажиров. У водителей повысилась зарплата, в среднем они получают 80 тысяч рублей.
– Ожидается ли повышение тарифов на проезд?
– Пока не предвидится. Частник, конечно, хочет повышения, но сегодня этот вопрос не обсуждается.
– Будут ли в Симферополе изменять троллейбусные маршрутные сети, чтобы избавлять город от пробок?
– Мы бы этого хотели, со своей стороны. Сейчас как раз ведём работу над созданием новой маршрутной сети всего города. Но это только начало. Отличный пример для нас – город Томск, где заканчиваются контракты с текущими перевозчиками, поэтому власти начали разработку новой транспортной маршрутной схемы, которая станет действовать с 1 января 2025 года. Но у Симферополя будет совершенно иная концепция, о которой все узнают позже.
ВЕЧНАЯ КЛАССИКА
– Какие новые маршруты появятся в 2025 году?
– Как вы сами сказали, может быть, в Евпатории. В целом мы продолжаем работать по замещению старого транспорта. Если старые перевозчики не соответствуют современным требованиям, в автобусах нет кондиционеров, то они будут заменены.
– Какие перспективы у пассажироперевозок в Крыму? В Москве, например, активно развиваются технологии беспилотного транспорта. Первый в России беспилотный трамвай уже преодолел более 1 200 километров по улицам столицы.
– На новой трассе «Таврида» заложена троллейбусная сеть. Может, видели – ставятся опоры, натягивается новая сеть, которая идёт на Ялту. Троллейбусы всегда будут. Это экологичный, чистый, вместительный и комфортный вид транспорта. Мы сохранили парк старых троллейбусов, их немного, но они есть. Причём хочу сказать, что люди с удовольствием ездят на них до Ялты и вспоминают былые времена.
Блицопрос
– Где вам хотелось бы жить на пенсии?
– Только в Крыму.
– На какие недостатки вы можете закрыть глаза?
– На всё, кроме предательства.
– Опишите себя тремя словами.
– Главное моё качество – спокойствие.
– Ваше слово-паразит?
– «Как бы».
– За что вы можете забанить человека в соцсетях?
– Никогда никого не блокировал.
– Для кого хотели бы попросить счастья?
– Для своих близких.
– Где вы любите отдыхать?
– В Крыму.
– Если бы вам пришлось есть одно и то же блюдо всю жизнь, что бы это было?
– Овощной салат.