Портной Татьяна Романова рассказала «Крымской газете» о своем бизнесе, который переживает бум благодаря растущему спросу на эксклюзивную одежду.
РОЛЕВОЙ КУТЮР
– Услуги швей и ателье сейчас переживают возрождение популярности. С чем это связано?
– Это связано с тем, что мастера начали активно вести блоги и продвигать свои работы. Более того, всеобщее развитие швейной индустрии и общей культуры потребления растёт. Люди стали ценить эксклюзивные вещи, уникальные наряды. С каждым годом требования заказчика и возможности портного увеличиваются. Сегодня это платье из искусственного шёлка и жемчужчины, а через год – натуральные материалы. При этом стоит отметить, что профессиональная подготовка молодых специалистов сегодня оставляет желать лучшего. Если в советское время было мощное образование в этой сфере, то сейчас обучение заметно упростилось.
– Другими словами, количество заказов увеличилось?
– Наоборот, их стало меньше. Но они сложнее. Например, роскошное платье с французским кружевом, жемчугом и ювелирными камнями. Простую одежду люди покупают на маркетплейсах, а к портным идут за эксклюзивом.
– Кто ваши клиенты? С какими запросами чаще всего обращаются?
– Врачи, телеведущие, актёры театра, адвокаты и бизнесмены, представители разных профессий и возрастов. Самому старшему – 50, а младшему – 11 лет. Последний сам приезжал ко мне на мерки, одобрял: ответственно готовился к ролевой игре, на которой должен был перевоплотиться в викинга. Кстати, бо́льшая часть моих заказчиков – это ролевики. Мне приходилось шить любые изделия – от нарядов фитнес-моделей до одежды для собак. Но больше всего я люблю ролевиков.
– Значит, в Крыму обрели популярность ролевые игры?
– Да, они появились у нас в 1998 году, и с тех пор не было ни одного года без игр. Первая собрала 600 человек из разных стран! Сейчас в Крым приезжают ролевики из СНГ, а нас, в свою очередь, приглашают к себе.
– Какие образы сейчас в тренде?
– Из вселенной книг «Ведьмак», исторической серии видеоигр в жанре приключенческого боевика, сериала «Дом дракона», фэнтезийных и исторических киновселенных.
– Сколько насчитывается костюмов?
– В среднем я шью пять костюмов в месяц, в год – сто. Многие мои коллеги собирают костюмы и предлагают в аренду, я же их не коллекционирую – достаточно быстро продаю. Например, я приехала с игры, в которой участвовала в костюме жрицы, и сложила костюм. Пока готовилась ко сну, одна из подписчиц отозвалась на фотографии с мероприятия и предложила привлекательную цену за платье. Но я задумываюсь о том, чтобы открыть ателье: запросов на аренду поступает очень много.
– Бывали ли клиенты с настолько сложными запросами, что сначала вы даже сомневались, сможете ли их выполнить?
– У меня есть постоянная клиентка, которая заказывает трёх-этажные бальные платья из девятиметрового натурального шёлка и кружева. Стоимость одного такого наряда около 60 тысяч рублей. После каждого её заказа я покупаю бутылку корвалола и неделю отсыпаюсь. Но недавно я предложила ей самой научиться шить, и, несмотря на свою занятость (клиентка держит конюшню, работает детским реабилитологом и увлекается ролевыми играми), она решилась попробовать!
– 60 тысяч – это ваш самый дорогой заказ?
– Нет, клиентка из Германии обошла её по стоимости изделия. Она сейчас готовится к игре в Мурманске, а в Крым приезжает навещать семью. Попросила ей сшить четыре платья с вышивкой из натуральных камней. За весь комплект отдала более 100 тысяч.
– Какой самый неожиданный заказ получали?
– Поначалу неожиданными казались заказы на одежду для собак с коротким мехом. Позже мне клиенты рассказывали, что животным настолько тепло и комфортно в нарядах, что они отказывались вылезать из них. А одними из самых интересных и благодарных клиентов оказались танцоры экзотических шоу. Во-первых, они простые и неконфликтные люди, с которыми комфортно работать, во-вторых, это красивый рабочий процесс, особенно на этапе примерки…
ШЁЛК И ДРАМА
– Были ли такие запросы, от которых отказывались?
– Да, но не от заказов, а от людей. Есть клиенты, которые долго думают и на этапе обсуждения задают много вопросов по технической части. Казалось бы, это вполне естественно для заказчика. Однако такие дотошные зачастую придираются к деталям и отказываются от изделия в конце работы.
– И могут не заплатить?
– Конечно, все мастера с таким сталкиваются. Как-то я не спала трое суток, работая над костюмом для косплей-модели. Она дала маленький срок, поэтому я не успела ушить готовый купальник – это одна из частей костюма. Мало того что она не заплатила, так ещё и продолжительное время угрожала и отправляла ко мне своих пьяных друзей.
Другая заказчица поставила мне экстремально сжатые сроки. Несмотря на это, я отдала ей комплект из готовых бальных изделий, кроме почти дошитых запасных штанов, которые никто бы не увидел, и попросила её обратиться с ними в ближайшее ателье перед мероприятием. Она не только закатила скандал, но и рассказала всем знакомым, что я абсолютно ничего не успела сшить и оставила её голой. Так я лишилась части заказчиков. К счастью, моя карьера восстановилась. Сейчас мои клиенты – это крупные и знаменитые крымские косплееры, топ-организаторы игр, фестивалей и ролевики.
– Случались ли курьёзные моменты, связанные с заказами?
– Конечно! Однажды я сшила костюмы для команды из 25 человек. Боялась, что что-то порвётся, поэтому взяла на игру иголку с нитками. Сказала им: «Если что, ночью пробирайтесь ко мне в лагерь – заштопаю». В ответ они отшутились, и ночью никто не пришёл. На финале игры я спросила: «Ну как костюмы? Всё выдержало?» И тут командир, самый стройный из всех, поворачивается, наклоняется, а у него весь зад зашит толстой ниткой! Оказалось, он бежал через кусты, неудачно присел – шов и лопнул. Друзья зашивали ему костюм с фонариком в темноте, но меня не тревожили.
– Бывает ли, что вы недовольны результатом, хотя клиент в восторге?
– Всегда! Это профессиональная деформация – отдала костюм и думаю: «А если бы я тут сделала иначе?» Но через пару лет встречаю свою работу на фестивале и удивляюсь: «Как же это красиво!»
– Из чего складывается стоимость пошива? Сколько в среднем зарабатываете?
– Из стоимости материалов и ответственности за них. Натуральные ткани, например, требуют прибавки в цене на 20%. В среднем я зарабатываю от 30 до 80 тысяч рублей в месяц.
– Есть ли у вас мечта пошить что-то грандиозное, что пока не заказывали?
– Недавно меня вдохновили «Царевна Лебедь» Врубеля и старинная вышивка «сажение по бели». Хочу воссоздать кокошники и наряд с такой техникой. Возможно, это проявление русского кода во мне. В детстве я нашла выброшенный бабушкой тюль и сшила из него длинное русское платье. Родители подумали, что это работа профессионала! С тех пор мне всегда нравились волшебные, сказочные образы.
Диана МАСЛОВА