Крымский показ: в Евпатории проходит выставка графики художницы из Керчи

Крымский показ: в Евпатории проходит выставка графики художницы из Керчи

Фото: Алексей Вакуленко
Крымская газета
Крымский показ: в Евпатории проходит выставка графики художницы из Керчи
Воскресенье, 25 июня - «Крымская газета».

В Евпаторийском краеведческом музее проходит персональная выставка графики художницы из Керчи Любавы Азимцевой (Тарадай) «Туристический Крым». Экспозицию, которая продлится до 25 июля, составили работы с изображением достопримечательностей полуострова.

«Раздеть» камень

На выставке представлено 37 работ, созданных в 2022-2023 годах. Сама влюблённая в то, что изображает, художница передаёт эту любовь зрителю, фактически заражая этим чувством. Силой этой же любви она оживляет символы Крыма.

Кто только не изображал те же «Ласточкино гнездо» или руины Херсонеса Таврического! Возьмём, к примеру, «Ласточку», как в народе называют легендарный замок, ставший визитной карточкой Крыма. В отличие от тьмы пейзажистов средней руки, набивших эту самую руку на приторной очевидности изображаемого памятника, Любава с подлинным художественным достоинством и авторским мужеством создаёт ослепительный (в прямом смысле!) пейзаж. Её «Ласточка» купается в солнечных лучах и, отражая их, ослепляет. Мёртвые, казалось бы, камни оживают, отражаясь в брызгах от набегающих на скалу морских волн. И эти брызги не подразумеваются, они здесь и сейчас, на виду у зрителя, будто смывают с памятника налёт очевидности, являя его во всей нарождающейся красе.

Архитектора можно назвать модельером пространства, которое он фактически обряжает в плотные костюмы зданий. И пространство «носит» эти бетонные и кирпичные костюмы до тех пор, пока те не обветшают. Особо ценные принято «перешивать», то есть реставрировать, чтобы с обновлением продлить их век, нередко и без того долгий. По профессии Любава Азимцева – дизайнер одежды. И потому, пожалуй, вовсе не случайно её как художницу в значительной степени привлекает архитектура. Не типовая, разумеется. Впечатлённая архитектурным великолепием какого-нибудь объекта, она будто норовит его «раздеть», чтобы во всей красе явить обаяние одежд, которые в своё время архитектор «сшил» для того или иного места.

Херсонес и так далее

– Крымский полуостров – это неиссякаемый источник моего вдохновения, – рассказывает художница. – Путешествия по Крыму воодушевили меня на создание серий картин, изображающих самые посещаемые туристические достопримечательности полуострова. Древняя история, природные ландшафты, уникальные памятники культурного наследия нашли отображение в моих графических работах, выполненных акрилом на холсте, оргалите и натуральной доске.

Особое место в экспозиции занимают историко-культурные достопримечательности полу-острова: памятные места, музеи, архитектурные строения, археологические памятники, а также городские историко-архитектурные комплексы. Туристические объекты, представленные на картинах, объединены в серии графических работ: «Херсонес», «Дворцы Крыма», «Крымский ландшафт», «Крымские музеи», «Героическая слава Керчи», «Чеховские места».

– Среди памятников, обладающих уникальной ценностью и интересом для историков и археологов, а также для туристов, – Херсонес Таврический, – продолжает Азимцева. – Это знаковое для Крыма место, которое сыграло значимую роль в истории многих народов, самый величественный ар-хеологический памятник юга России и объект всемирного наследия, которым я восхищаюсь и который изображаю на своих картинах в разное время года и суток. Ему я посвятила серию «Херсонес», полностью представленную на выставке.

По словам художницы, также она включила в экспозицию работы с изображением крымских объектов транспортной инфраструктуры.

– Это и Крымский мост, и евпаторийский трамвай, и ялтинская канатная дорога, – уточнила она. – Привлекательность полуострова как туристического региона обусловлена его многогранностью и возможностью совмещать отдых с изучением культуры и истории. Это я и стремилась показать в своих работах, изобразив самые известные места на полуострове.

Проповедь в красках

В арсенале художницы десятки пейзажей с изображением крымских православных храмов. Одна из любимых «моделей» – собор Святого Иоанна Предтечи в Керчи. Это единственный из византийских храмов Северного Причерноморья, уцелевший до настоящего времени. По предположениям историков, он был построен между VIII и XI веками, в связи с чем считается самым древним христианским храмом на территории России.

– Хотя я родилась в Керчи и каждый день могла его наблюдать, при разном освещении он выглядит по-новому, – признаётся Любава. – В зависимости от времени и суток, и года, от погодных условий храм по-разному, что называется, играет. На нём возникают какие-то блики, по-другому выглядит камень, плитка, разным образом падает тень. И думаю, что уже созданными шестьюдесятью работами не обойдусь, притом что, наверное, могу его уже по памяти написать. Но всякий раз изменения фактур смотрятся по-новому, эта древняя кладка даже свет впитывает по-разному. Храм Иоанна Предтечи я даже отражённым зеркально писала, подразумевая отражение неба на земле.

Отвечая на вопрос о том, можно ли её многочисленные «храмовые» работы воспринимать как проповедь в красках, художница с христианской скромностью отвечает: «Хотелось бы на это надеяться».

По словам Любавы, храмы стали у неё «рождаться» после паломнической поездки в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

– До этого было несколько единичных работ, – говорит она. – А сейчас уже созданы серии «Храмы Крыма», «Храмы Керчи», «Храмы России». Потихоньку наполняю серию «Храмы мира», в ней уже Иерусалимский храм, храм в Вифлееме. Их вживую не видела, впечатлялась просмот-ром паломнических фильмов на православных телеканалах.

Справка

Любава Азимцева (Тарадай) родилась в 1986 году в Керчи, где с отличием окончила Таврический бизнес-лицей и художественную школу. В 2009 году с отличием окончила Львовскую национальную академию искусств (кафедра «Моделирование костюма»). Как художник провела более 60 персональных выставок (батик, графика, вышивка), в том числе в галерее Pop Up в Цюрихе, в выставочном зале Управления общественной интеграции в Елгаве, в Славянской библиотеке в Любляне, в художественной галерее Art L в Запорожье, в галерее «Киммерия» Никитского ботанического сада в Ялте.

Работы художницы хранятся у коллекционеров из России, Эстонии, Латвии, Словении, Швеции, Швейцарии, Соединённых Штатов Америки и Канады, с Украины.


Алексей ВАКУЛЕНКО



По теме

Читаемое