Крым накрыла эпидемия дистанционного мошенничества

Крым накрыла эпидемия дистанционного мошенничества

Крым накрыла эпидемия дистанционного мошенничества
Фото: пресс-служба МВД по РК

За прошлую неделю с 18 по 24 июля в Крыму полиция зафиксировала 61 факт дистанционного мошенничества, в том числе 24 – через социальные сети, мессенджеры и интернет-сайты, 20 – путём скачивания сторонних приложений
и перехода по ссылкам и 17 – вследствие телефонных звонков. Это рекордный
для региона показатель. В результате обмана злоумышленники получили от беспечных крымчан почти шесть миллионов рублей.

Пенсионеры стали осторожнее

Примечательно, что только за первые сутки сотрудники полиции зарегистрировали 18 фактов мошеннических действий в целом на 3,2 миллиона рублей. Злоумышленники выманили деньги у четырёх человек через соцсети, мессенджеры и интернет-сайты, семерым позвонили по телефону и под диктовку рассказали, как осуществить перевод через банкоматы и электронные кошельки. Ещё семь человек лишились финансов после того, как по ссылке скачали на свои смартфоны сторонние приложения. География преступлений пестра: Симферополь, Феодосия, Евпатория, Симферопольский, Красноперекопский, Белогорский и Бахчисарайский районы.

– Мошенники становятся более ухищрёнными в получении наживы и постоянно находят новые способы получения финансовой выгоды, – рассказывает руководитель отдела информации и общественных связей МВД по РК Наталья Кашкарова. – Под предлогом защиты счетов предлагают сообщить данные банковской карты, перейти по ссылке или установить мобильное приложение для удалённого доступа к содержимому телефона.

Причём жертвами дистанционного мошенничества становятся как пенсионеры, так и молодёжь.

– Говорить о том, что в этом плане более доверчивы пенсионеры, нельзя, – отмечает Кашкарова. – Тем более что, как отмечают сами мошенники, пожилые люди, напротив, куда более осторожны. Этот вид преступления на особом контроле у руководства МВД по Республике Крым, и каждый сотрудник полиции ориентирован на информирование о нём граждан. Мы предпринимаем максимум усилий, чтобы обезопасить людей от дистанционных мошенников.

Нечего терять

Жертвы мошенников крайне неохотно соглашаются рассказывать свои истории обмана. Неизменное условие – анонимность.

– На момент звонка мошенника на моём банковском счёте было две тысячи рублей, – рассказал «Крымской газете» житель республики. – Потому и к звонку «из банка» отнёсся без опаски: даже если потеряю две тысячи – шут с ними. К тому же за несколько дней до этого поступали странные звонки. Один раз позвонили и сказали, что мне одобрен кредит на сто тысяч рублей. В ответ я возмутился, сказал, что не просил о таком одолжении. Чуть позже снова предложили взять кредит. Пояснил, что я многодетный отец с маленькой зарплатой, которая никак не позволит его выплачивать, да и банк мне его попросту не одобрит. А предложение последовало из банка, который перечислял мне заработную плату. И вот в очередной раз позвонили и стали опять что-то рассказывать о кредите. Заодно поинтересовались, какой у меня смартфон, затем рекомендовали скачать и установить приложение, которое позволяет подключиться к рабочему месту, что я по глупости и сделал. Потом попросили войти в приложение банка и предупредили, что вскоре мне начнут приходить смс, на которые не следует обращать внимания – мол, мы проверяем, как работает новая программа. Через некоторое время, когда уже вошёл в приложение, пришло сообщение о том, что на мой счёт зачислено 200 тысяч рублей. В трубке предупредили: не обращайте внимания, никаких денег нет, мы просто проверяем, как работает система. В течение часа длилась эта беседа. Потом пошли сообщения о списании средств: сначала – 90 тысяч, потом – ещё 90 тысяч. Когда были списаны все деньги, разговор прекратился. Перезвонить мне не удалось.

Опомнившись, крымчанин позвонил в банк и узнал, что ему несколько минут назад действительно оформили кредит на 225 тысяч рублей. И тогда уже сообщил о своём приключении в полицию.

В другом случае мошенник определил жертву на сайте, где рекламировали курсы для усовершенствования памяти. Создав поддельный аккаунт коуча, который вёл курсы, он связался с жертвой и предложил приобрести у него за 32 тысячи рублей обучающую программу. Не сомневаясь в подлинности собеседника, крымчанка охотно перевела лжекоучу деньги, после чего тот благополучно «слился».

«Народ глупый»

Георгий – мастер дистанционного мошенничества, сейчас отбывает заслуженное наказание. За четыре часа беседы с ним полицейским удалось-таки добыть крупицы информации, важной для понимания психологии таких преступников.

– «Советский народ – глупый и необразованный, а царица всех доказательств – явка с повинной», – потирая колени, Жора цитирует прокурора СССР в 1935-1939 годах Андрея Вышинского. Себя, судя по всему, к «глупому народу» телефонный разводила относить не спешит. Как, впрочем, не спешит делиться тайнами преступного ремесла. Однако с некоторым кокетством соглашается-таки поиграть в ролевую игру: как будто он позвонил, а полицейский, и вправду рождённый в СССР представитель того самого «глупого советского народа». И – о, чудо! Шепелявый и гнусавый Георгий преображается в исполненного любезности сотрудника банка.

– Вам необходимо обратиться в отделение банка с паспортом, чеком и карточкой для внесения ваших данных, – фальшивые слова отлетают от гнилых зубов рецидивиста, как молитвы с алых уст юного пономаря. – Скажите пожалуйста, вы в течение какого времени можете обратиться в банк? Когда последний раз пользовались услугами
банка? В отделении или за пределами?

Обойма вопросов, которую мошенник выпускает в потенциальную жертву, не оставляет последней времени одуматься. Сбитый внезапной проблемой с толку человек спешно доверяется голосу в трубке.

Психолог Александр Кореченков поясняет, что жулики играют на страхе потери.

– Они актуализируют этот страх, – говорит эксперт. – Он эмоционально нагревает человека, и у того рациональное мышление отступает перед острой необходимостью защитить деньги. Человек порой не замечает, что возбуждён и не может принять рациональное решение. При отсутствии времени для обстоятельных размышлений его подгоняют к иррациональному решению.

В связи с этим полицейские призывают не перечислять деньги авансом незнакомцам, не передавать персональные данные и реквизиты банковских карт, не устанавливать на смартфоны сторонние приложения. А при заказе товаров на сайте объявлений пользоваться наложенным платежом и перечислять деньги после получения договора или услуг. И, вообще, относиться с осторожностью к распространению конфиденциальной информации. Ну а если, к сожалению, вы стали жертвой мошенников, немедленно сообщайте об этом в полицию.

Алексей ВАКУЛЕНКО


По теме