19 января православные верующие празднуют Крещение Господне, или, как ещё называют этот праздник, Богоявление.
В этот день по церковному уставу, кроме праздничного богослужения, совершается также чин великого освящения воды. Именно поэтому на Крещение в православных храмах можно увидеть многочисленных верующих с баночками, бутылочками, наполненными водой, которую после церковного освящения они несут домой для окропления своих жилищ. Также в этот день установилась традиция крещенских купаний в природных водоёмах, связанная с поверьем, что таким образом можно смыть с себя грехи.
Событие Крещения Господня описано в Евангелии и повествует нам о проповеди святого пророка Божия Иоанна Крестителя, который призывал людей к покаянию и в знак видимого очищения от грехов крестил их в водах реки Иордан. Но Иоанн Креститель был лишь Предтечей, то есть предшественником Мессии и Спасителя.
И вот однажды Он пришёл к Иоанну на Иордан, чтобы креститься. Иоанн пытался препятствовать этому, потому что Христу не в чем было каяться, но Спаситель настоял, сказав, что таким образом надлежит исполнить всякую правду.
Далее произошло то, что дало этому празднику название Богоявления: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Таким образом, во время Крещения Иисуса Христа было явление всей Святой Троицы.
Смысл Крещения Христа заключался в том, что с этого момента началось Его земное служение, а два свидетельства о Нём – первое от Иоанна Крестителя и второе от Бога Отца – были важны для тех, кто станет в дальнейшем Его учениками и последователями. Также важно то, что, вступив в Иорданские воды, символически омывшие собой многочисленные грехи людей, Он освятил их, пророчески являя весь смысл своего пришествия на землю – взять на Себя грех мира и очистить человека.
Церковь установила в этот день особым образом освящать воду, называя её Агиасмой, то есть святыней, определив при этом особое, благоговейное отношение к ней. Отсюда, конечно же, можно сделать однозначный вывод о том, что купаться в освящённой воде – это совсем не то, что можно назвать благоговейным отношением к ней, в отличие от того, что делать положено: пить натощак с молитвой, кропить свои дома и т. д.
Ну и, конечно же, никакие обряды ныряния, или погружения, или купания – то ли в ледяной воде, то ли в молоке, то ли в шампанском – на самом деле не смогут ни омолодить, ни излечить душу и тело человека, а тем более очистить от грехов. Для этого нужно совсем другое, способное изменить всю жизнь человека, – покаяние.
Максим ТАРАСЕНКО, протоиерей