Когда можно бесплатно посетить Воронцовский дворец и можно ли арендовать его для свадьбы - интервью

Когда можно бесплатно посетить Воронцовский дворец и можно ли арендовать его для свадьбы - интервью

Когда можно бесплатно посетить Воронцовский дворец и можно ли арендовать его для свадьбы - интервью
Фото: Наталья Сомова

Директор Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника Александр Балинченко рассказал, когда можно бесплатно посетить Воронцовский дворец и есть ли возможность арендовать его для свадьбы.

От замысла к реализации

– В Крыму около 15 дворцов. Какой ваш любимый?

– На самом деле очень сложно выбрать любимый, они все разные. Если говорить о таких известнейших памятниках архитектуры, как Воронцовский, Массандровский, Ливадийский, Ханский дворцы, – это места, в которых сочетаются красота местности, замысел владельцев, то, как его реализовал архитектор. Дворцы в самом деле кодируют пространство вокруг себя. Например, вокруг Воронцовского дворца свой стиль. Массандровский дворец, хоть и имеет схожие элементы с французскими дворцами долин Эр и Луар, но его нельзя назвать копией. Он своеобразный и спокойно может стать в ряд с другими известнейшими замками.

Если говорить конкретно о моём предпочтении, то меня лично потрясает Воронцовский дворец, потому что это удивительное сочетание сурового тюдоровского стиля в северной части и мягкого восточного ост-индийского стиля – в южной. Гармоничным образом вписаны, как будто порождение этого места, огромные диабазовые глыбы на склонах, из которых выточены все ажурные детали Воронцовского дворца. Это никого не оставляет равнодушным.

– Многие замки и дворцы за рубежом находятся в частных владениях, у нас же они в государственной собственности. Не накладно ли это для бюджета?

– Вообще, правильное содержание любого памятника архитектуры – это очень накладное дело. Даже те объекты, что находятся в частных руках за границей, нуждаются в помощи со стороны государства, чтобы хоть частично компенсировать затраты.

Благодаря уже выстроенной системе управления Министерством культуры РК организуются различные виды деятельности, в том числе и приносящие доходы. Это покрывает большую часть расходов. На мой взгляд, такие важные исторические объекты государство лучше содержит и развивает, ведь оно обладает большими возможностями. Государство и общество должны находиться в одной связке. Миссия Министерства культуры РК – прививать желание развивать культурное наследие, чтобы не эксплуатировать, не делать из музея аквапарк, а понимать, что этот объект – ценность для всех. Советская власть в послевоенное время активно восстанавливала и реставрировала эти объекты, некоторые даже с нуля. Если общество будет развиваться в этом направлении, то наша среда изменится.

Крым – это чудесная сказка, где удивительным образом сочетается природа и архитектура дворцов, всё это должно оставлять послевкусие, которое влюбляет человека навсегда.

Хищник с душой

– Вы возглавляете музей-заповедник, в который входят Воронцовский и Массандровский дворцы. Оба находятся в великолепном состоянии, но нужна ли им сейчас какая-либо реконструкция?

– Сейчас в Воронцовском дворце завершаются работы по замене кровли на медную, какой она была изначально. Идёт большой массив работ по водоотведению. Так как дворец находится на склоне, это очень важная составляющая сохранения памятника. Все коммуникации приводятся в порядок. При проектировании таких сооружений, как Ливадийский и Воронцовский дворцы, всегда большое внимание уделялось организации движения воды, чтобы не было никаких процессов, которые могут разрушать здания.

В планах – вымостить часть территории брусчаткой. Сначала придворцовую территорию охватить, а потом основное Дворцовое шоссе. И это только первоочередные работы.

Внутренняя часть также нуждается в реставрации. У туриста, возможно, и создаётся впечатление, что всё функционирует само собой, но на самом деле это очень сложные и дорогостоящие инженерные сооружения, которые требуют чёткого и слаженного взаимодействия всех служб. Во всём этом процессе нет паузы, работа идёт постоянно. Мы надеемся, что однажды Массандровский дворец засияет как жемчужина и будет полностью соответствовать задумке Александра III.

– Во дворцах много экспонатов, ради которых приезжают туристы. Если бы вам по какой-то причине потребовалось выбрать один из них, что-то самое главное, что бы это было?

– Для меня это спящий лев скульптора Боннани, символ нашего музея. Спокойный величественный хищник – это действительно произведение, которое как будто бы ожило, будто в нём есть душа. Хотя, по большому счёту, дворец сам по себе один большой уникальный экспонат. Все объекты в нём связаны с разными этапами, разными людьми, каждый из них – это история, и всё вместе, в совокупности, они и есть лицо нашего музея.

– Дворцы переживали различные периоды. Какой, на ваш взгляд, был самым трудным?

– К нашим дворцам судьба была как-то благосклонна, в этом году мы празднуем столетие Воронцовского дворца. Во все времена принимались меры и уделялось особое внимание сохранению памятников архитектуры. Хотя, например, во время Великой Отечественной войны, к сожалению, была утеряна большая коллекция картин. Но героической самоотверженностью Степана Щеколдина (директора Воронцовского дворца-музея в годы оккупации) большая часть экспонатов была сохранена. С 1956 года музей постепенно приходит к тому виду, в котором его изначально создавали.

Невзирая на все сложности, которые пережил музей, у него высочайшая степень подлинности. Например, в Воронцовском дворце частично заменён только паркет и обои в двух помещениях. При этом замена была изготовлена по аналогии с сохранившимися образцами. При посещении и Массандровского, и Воронцовского дворцов создаётся впечатление, как будто там ещё недавно жили владельцы, как будто ты попал в их время.

За периоды лихолетья всем нашим объектам пришлось очень нелегко, но самоотверженность сотрудников и какое-то провидение помогли сохранить дворцы в потрясающем состоянии.

Платье, замок, рок и рэп?

– Можно ли арендовать тот или иной дворец, например, для празднования свадьбы или юбилея?

– Нет, в Крыму такое не практикуется. Эти объекты знаковые для республики. К примеру, Воронцовский дворец, по статистике, посещают примерно 48% из тех, кто приезжает в Крым. Такие знаковые места сдавать в аренду, я считаю, не совсем правильно. Я знаю, что такая практика есть, например, в Санкт-Петербурге, но там концентрация дворцов на порядок выше, даже некоторые ведомства располагаются во дворцах – и это нормально.

Говоря о влиянии места на людей, хочу отметить, что если раньше на наши мероприятия люди приходили в шортах и футболках, то через несколько месяцев девушки начали приходить в красивых платьях, мужчины – в подходящих костюмах. Люди сами стали понимать, что им хочется выглядеть соответствующе такому памятному месту.

– Во дворцах регулярно проходят концерты классической музыки. А возможны
ли на этих площадках выступления рок- или рэп-коллективов?

– Возможно, конечно, всё, но вопрос в том, нужно ли это. В каждом месте музыка воспринимается по-разному. Например, джазовый концерт в одном дворце может чувствоваться хорошо, а в другом – вызывать диссонанс. Музыка и архитектура либо взаимодействуют, либо диссонируют, это сразу слышно. Я думаю, что, если в каких-то вариациях мелодии адаптированы под исполнение на классических инструментах, это будет интересно. Многие рок-группы специально исполняют свои композиции совместно с симфоническими оркестрами. Если это рок в чистом виде, то он войдёт в конфликт с обстановкой, это даже неприятно будет слушать. Нет гармонии с окружением, музыка и архитектура существуют как бы сами по себе. Для рок-концертов есть более подходящие локации, усиливающие ощущения от музыки. Но это точно не наши дворцы.

– Сотрудничаете ли вы с блогерами, которые пишут о культуре?

– Мы сотрудничаем со всеми, кто нам присылает запросы. Бывает, люди просят какие-то изображения или информацию. Работаем и со СМИ, и с издательствами. Кто-то хочет пообщаться с нашими научными сотрудниками. Для нас это нормальный процесс, мы всегда идём на встречу. Я считаю, что от таких вещей нельзя отмахиваться. Это же очень здорово! Нас очень радует, когда люди интересуются чем-то, что связанно с деятельностью наших музеев.

По ту сторону экрана

– У Третьяковской галереи и Пушкинского музея есть свои YouTube-каналы, где они организуют виртуальные экскурсии по определённым выставкам. Есть ли такая практика у вас?

– У нас уже сейчас есть целый блок различных виртуальных проектов. Мы стараемся работать со всеми потенциальными зрителями, нам одинаково интересно привлечь и того, кто после смены отдыхает на диване, и эксперта искусствоведения. Считаю, что нам это удаётся. Например, сейчас мы готовим с шеф-поваром материал о гастрономии XIX века.

По нашим оценкам, за время пандемии аудитория музея «прокачалась» в несколько раз и этим надо пользоваться. Думаю, что уже в ближайшем будущем каждое мероприятие, начиная с выставки и заканчивая концертом, будет доступно и физически, и виртуально.

– Сколько сотрудников сейчас трудится на территории дворца?

– Вообще, в штате сейчас около 350 человек. Все они работают над тем, чтобы создавать уникальную обстановку. У нас очень активная команда специалистов, все работают с душой. Нам хочется быть немного волшебниками для наших гостей. Чтобы для человека, пришедшего к нам, не было ни прошлого, ни будущего, а только настоящее, чтобы он ни о чём не думал, а полностью погружался в фантастическое действо.

– Какие выставки и концерты ждут посетителей дворцов в ближайшее время?

– Сейчас стартовал проект Министерства культуры РК «Крымская культурная суббота». 30 июля, 27 августа и 3 сентября все желающие, независимо от возраста и гражданства, смогут бесплатно посетить экскурсию по нашим объектам показа.

25 июля состоится открытие выставки «Александр III и его храбрые донцы». 29 июля пройдёт мероприятие «Под сенью воронцовского платана» с петербургским домом музыки. Это уникальный межрегиональный проект. До середины сентября уже расписаны все мероприятия и концерты, всю информацию о них можно получить на нашем сайте.

Блиц-опрос

– Где бы вам хотелось жить на пенсии?

– Жизнь одна, и прожить её нужно в Крыму.

– На какие недостатки вы можете закрыть глаза?

– Все мы несовершенны. В первую очередь человек должен оставаться человеком. Если я вижу в ком-то хорошую мотивацию, что он хочет принести добро – в таком случае можно многое простить.

– Кто для вас пример для подражания?

– Конкретного человека нет. Я пытаюсь учиться у всех, с кем сталкиваюсь в жизни.

– Опишите себя тремя словами

– Активен, общителен, честолюбив.

– Где вы любите отдыхать?

– Я люблю море, природу. Природа – это место силы, которое тебя наполняет и синхронизирует с чем-то вечным, возвышенным. Иногда от социума устаёшь, и тогда природа возвращает тебя к тому состоянию, в котором тебе комфортно.

– Как вы представляете себе идеальный день?

– Чтобы он был как маленькая жизнь. Чтобы не было дня, который ты завтра и не сможешь вспомнить.

Дмитрий ПОЛУЭКТОВ


По теме