Какую опасность таят молодые горы Крыма: интервью с Алексеем Кочневым

Какую опасность таят молодые горы Крыма: интервью с Алексеем Кочневым

Фото: Гала Амарандо
Крымская газета
Какую опасность таят молодые горы Крыма: интервью с Алексеем Кочневым
Пятница, 15 апреля - «Крымская газета».

В прошлом году республика уверенно вошла в топ-10 регионов России по реализации нацпроектов, выполнив годовые планы освоения на 99%. Крым своей обновлённой инфраструктурой и уникальной природой будет и дальше притягивать туристов. А потому на первый план выходит вопрос безопасности и репутационных рисков.

Мы поговорили с инженером, руководителем крупной компании, которая занимается инженерной защитой горных склонов, Алексеем Кочневым о том, почему сегодня пора разработать полноценную дорожную карту по обеспечению безопасности курорта от оползней и камнепадов.

Как сыр по маслу?

– Почему укрепление склонов становится актуальнее в межсезонье?

– Самые страшные моменты происходят в межсезонье. Обильное снеготаяние в горах, осадки в виде дождя создают мощные грязевые потоки, намокание и утяжеление верхнего слоя грунта и, как следствие, его соскальзывание с внутренних глинистых оснований. Разрушение скальной породы происходит от размерзания воды в трещинах при колебании температурного режима с плюса на минус. Как известно, лёд расширяется и рвёт всё на своём пути.

Поэтому при обильных осадках верхние слои грунта соскальзывают, как сыр по маслу, под воздействием гравитации и утаскивают за собой деревья, камни, дома, дороги и всё, что находится на теле оползня. Своё дело делают морской воздух и ветры, которые способствуют появлению отколов в скалах и их падению на проезжую часть.

– Как могут повлиять на ситуацию с оползнями в Крыму изменения климата?

– Ни для кого не секрет, что глобальное потепление медленно, но верно меняет облик планеты и изменения идут на всех уровнях, начиная с тектонических плит. Фиксируется рост природных катаклизмов на 8% в год. И это мы наблюдаем повсеместно, независимо от стран и континентов. Из-за потепления у нас рельеф потихонечку меняется, тектонические плиты из-за воды начинают перемещаться. А в Крыму-то молодые горы, то есть сейсмика более активная, в любом случае будет движение – это придётся осознать.

Безопасная Кошка

– Какие участки ваша компания уже укрепляла в Крыму?

– Наша компания занимается изучением таких природных катаклизмов, как камнепады, сели, оползни. Мы имеем широкий географический опыт по укреплению различных объектов инфраструктуры – от Сахалина до Калининграда и Крыма. Большая часть этих работ сконцентрирована вдоль железнодорожных путей и автомобильных дорог.

В Крыму мы ведём постоянную работу по содержанию скально-обвальных участков, проводя очистку склонов от слабо закреплённых камней, что создаёт безопасность передвижения по дорогам как жителям, так и многочисленным гостям региона. Также провели современную инженерную защиту природного памятника – горы Кошка в Симеизе. Система показала себя с наилучшей стороны, что подтверждают местные жители, которым неустанно докучал камнепад.

Важно, что технология сегодня позволяет сохранить деревья на склоне и создаёт условия для развития растительности, тем самым не нарушая эстетический ландшафт.

– В каком регионе республики наиболее острая ситуация с оползневыми участками? И какое ведомство должно инициировать работы по их укреплению?

– Самая острая ситуация как с камнепадами, так и с оползнями на всём южном побережье. Но если конкретно, то это дорога на Батилиман, шоссе Ялта – Севастополь, шоссе Ялта – Бахчисарай, шоссе Алушта – Симферополь в горной части, шоссе Алушта – Судак, шоссе Судак – Новый Свет и так далее...

Насколько нам известно, этот вопрос в компетенции Министерства транспорта Крыма.

Мы с 2015 года за свой счёт проводим обследование опасных участков, предоставляем отчёты и даже пишем для министерств программные решения для устранения опасности обрушений, сползаний и прочих подобных природных явлений. Но пока нет активных действий в этом направлении. Были небольшие точечные финансирования, но их недостаточно, чтобы даже частями закрыть проблему безопасности. При сокращении финансирования или при полном отсутствии обслуживания всё это может привести к репутационным рискам региона и человеческим жертвам.

– Чем укрепляют оползневые склоны в России и за рубежом? Есть ли разница в технологиях?

– В Японии применяются технологии удержания склона гибкими тросовыми анкерами. Они натягиваются, как струна, по всей поверхности, удерживая склон от сползания. Это дешевле, чем применение технологий советского периода с подпорными стенками и полутораметровыми буронабивными сваями. Такое решение тоже работает, но оно не везде экономически целесообразно.

Что касается камнепадов и селей, то тут более-менее технологии у всех стран похожие – тросово-сетчатые системы, барьеры.

– Насколько это затратная технология?

– Инженерные сооружения, конечно же, недешёвое удовольствие, но, когда речь идёт о потенциальной угрозе для людей, экономия неоправданна.

Стоимость исчисляется миллионами и десятками миллионов рублей в зависимости от масштаба, но такое сооружение избавит от необходимости восстановления повреждённой инфраструктуры.

Санкции нам не указ

– Можем ли мы из-за санкций столкнуться с дефицитом каких-либо материалов и технологий для укрепления оползневых склонов?

– Конечно же, на рынке присутствовали компании из Австрии, Италии и Швейцарии (они частично поставляют материалы на склоны Красной Поляны). Часть из них имеет заводы на территории России. Но думаю, что не всё изготавливалось здесь, поэтому ожидаются определённые перебои и трудности.

У нас же изначально был вектор полной локализации производства на Урале. Все технологии мы разрабатывали индивидуально под специфику российского рынка, потому что хорошо знакомы с геологией нашей страны. Мы готовы к упорной работе и гибкой перестройке производства при необходимости. По ценовым характеристикам наша продукция и раньше была доступнее любого западного аналога (причём намного), а сейчас и подавно. Мы не пересматривали цены на свои материалы.

– Почему?

– Нас интересует масштаб производства с минимальной маржой, а не разовая выгода. Мы проводили подготовку под защиту от камнепадов склонов горнолыжного комплекса «Альпика-Сервис» в 2013 году перед Олимпиадой в Сочи. Проводили защиту склонов в Москве на Воробьёвых горах. Вели работы в Забайкальском и Хабаровском краях, Иркутской области, на Сахалине и Урале, в Башкирии, Карелии и Крыму.

Программа-минимум

– Есть ли государственные программы в этом направлении?

– Как таковых целевых программ по инженерной защите склонов нет. Это больше сопроводительные работы при проектировании дорог или иных объектов инфраструктуры. Это отчасти мешает комплексно решить проблему, ведь если есть целевые средства, то и контролировать результат гораздо легче.

Именно сейчас важно донести до чиновников, ответственных за ситуацию на автомобильных дорогах Республики Крым, необходимость проведения масштабных работ по обеспечению их безопасности от оползней и камнепадов.

Блиц-опрос

– За что вы можете забанить человека в соцсетях?

– Неуважение и национализм.

– На какие недостатки сотрудников можете закрыть глаза?

– На лень в некоторые периоды, все мы люди.

– Ваше слово-паразит.

– Не замечал за собой.

– Какой спорт предпочитаете?

– Хайкинг, когда ты просто самостоятельно поднимаешься в горы.

– Выигрывали ли вы в лотерею?

– В детстве мелочь выигрывал, но в целом лотереи не для меня. Там, где ты ничего не контролируешь, тратить своё время бессмысленно.

– Какую книгу вы хотели бы перечитать?

– Обычно не перечитываю книги. Но если ставить вопрос именно так, возможно, к текущему состоянию подойдёт «Наедине с собой. Размышления» Марка Аврелия.

Ольга НАГОРНАЯ



По теме