В России стартовала масштабная ротация общественных наблюдательных комиссий.
ОНК в России контролируют соблюдение прав человека в местах принудительного содержания граждан с 2009 года. Новые кандидаты в комиссии могут подать документы в течение 60 дней, как сообщила Общественная палата РФ.
На чистом энтузиазме
Прообразом института ОНК считается Императорское общество попечения о тюрьмах, основанное в Российской империи в 1819 году. Сейчас в стране 85 комиссий.
В Крыму ОНК работает с 2017 года, причём без финансовой поддержки, в отличие от других регионов. Крымчане накопили серьёзный положительный опыт, которым готовы делиться при создании ОНК на исторических территориях.
– Это институт, который не боится критиковать, мы видим это через проекты документов, которые сегодня выходят. Это выразилось среди прочего в изменениях правил внутреннего распорядка, которые были введены не так давно. Пересмотрены также нормы пищевого и вещевого довольствия. В этом году вышел новый перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. Наши коллеги – практикующие врачи и правозащитники из ОНК – отстаивали те или иные позиции по ряду заболеваний, которые в итоге вошли в окончательный перечень. Рождён также долгожданный закон «О пробации в РФ», – отмечает председатель Постоянной комиссии СПЧ по гражданскому участию в развитии пенитенциарной системы Алексей Мельников.
Пробация – помощь бывшему осуждённому в социальной адаптации, реабилитации и т. д. Только за прошлый год от таких граждан из 89 субъектов РФ поступило около пяти тысяч обращений. Благодаря работе ОНК с ними уровень рецидива среди бывших сидельцев снизился до четырёх раз – вдохновляют статистикой эксперты. Это маленькая, но всё же победа для всего общества, ведь уровень рецидивов непосредственно связан с его безопасностью.
Жалобы на медицину
Примечательно, что крымская ОНК в этом году по срокам не подпадает под ротацию: «каденция» её членов не завершена. Но в команду постоянно добирают, приглашают новых людей, готовых работать, ведь жалоб, поступающих «из-за колючей проволоки», предостаточно. Более 70%, как и на материке, – на качество медицины.
– Мы взаимодействуем с Уполномоченным по правам человека в Республике Крым и порой даже совместные приёмы осуществляем. Есть взаимопонимание и с прокуратурой. Если возникают какие-то серьёзные вопросы, передаём информацию, приглашаем для совместного рассмотрения. К нам также обращается очень много родственников осуждённых – сарафанное радио работает, – отмечает председатель крымской ОНК Андрей Козарь.
Среди самых болевых вопросов крымских сидельцев – восстановление и получение документов.
– У нас есть люди из Херсонской области, которые попали в исправительные учреждения с украинскими документами, с украинским гражданством. Чтобы им получить российские документы, необходимы оригиналы, которых зачастую нет. Начинается сложный, долгий процесс. Мы, уже зная, что есть такая проблема, понимаем, куда обращаться, как решать. Подписали соглашение с УФСИН Херсона о взаимодействии. Стараемся людям помогать, не бросать, – говорит наш собеседник.
– Если документы сделали, у человека нет регистрации. А если в паспорте нет этого штампика, получить полис ОМС и трудоустроиться официально человек не может. Тут ещё нюанс – взаимодействие между системами. У системы исполнения наказаний (УФСИН) и в МВД существуют свои сроки исполнения тех же заявлений или документооборота. Там месяц, там месяц плюс пересылка… Итого, смотришь, три месяца решается какой-то один вопрос. Нам проще сесть в машину, приехать в Херсонскую область, зайти в МВД, обратиться к родственникам, чтобы поднять домовые книги и поднять принадлежность к территории. То есть мы стараемся полностью сопровождать заявителя до полного решения проблемы.
Телефон спасения
Один из проектов сопровождения, который успешно опробован в Крыму, – встреча сидельца на выходе. Ему сразу выдаётся мобильный телефон с номерами ОНК, дабы в любой непонятной ситуации он мог проконсультироваться.
– Взять даже логистику: как в Херсонскую область попасть, если человек освободился в Керчи в 15:00, а только к вечеру, в 20:00, может добраться до Симферополя? При этом в херсонском направлении автобус на тот момент шёл в 7:00. Где-то нужно человеку переночевать. Мы эту логистику выстраивали. Есть у нас партнёры, коллеги, которые предоставляли места в приютах. Человек мог переночевать, одежду поменять, чтобы не в робе ехать в транспорте, – рассказывает руководитель ОНК.
Есть и другой проект – семинары патриотической направленности «На свободу в России». Людям, которые попали за решётку ещё при Украине, разъясняют и азы финансовой грамотности, и законодательные особенности, в том числе ответственность за экстремизм.
Президент сказал да
Одна из последних побед российских общественников – важнейшее изменение в законодательстве, которое поддержал и подписал Президент РФ. Это федеральный закон, по которому общественным наблюдательным комиссиям регионов должны возмещаться средства на осуществление деятельности, например, на бензин. Занимаясь этой тяжелейшей общественной работой, люди порой преодолевают сотни и тысячи километров, чтобы держать руку на пульсе соблюдения прав заключённых в исправительных
учреждениях. Андрей Козарь объясняет:
– Есть практика, когда для работы комиссии предоставляется служебное авто от правительства региона, выделяется помещение, в котором ведётся приём граждан. У нас – нет. Потому и сложно привлечь новых активных членов в состав крымской ОНК. Людям сложно объяснить, почему они должны ездить по всему Крыму и на новые территории за свой счёт. Хотя мы, общественники, занимаемся, грубо говоря, вопросами государственной безопасности. Если люди выходят на свободу, а их не обеспечить сопровождением, не помочь в социализации, то без-опасно у нас не будет…
Точка зрения
– Отчётность, информацию о деятельности ОНК мы направляем в Совет по правам человека, чтобы она тиражировалась в более высокие инстанции. Доклад Татьяны Николаевны Москальковой (Уполномоченный по правам человека в РФ. – Ред.) ложится на стол президенту, доклад СПЧ, соответственно, тоже. Если там упоминается информация о каком-то маленьком гражданском подвиге ОНК, она попадает на стол главы государства, – отмечает важность работы общественного института председатель Координационного совета общественных наблюдательных комиссий при ОП РФ Александр Воронцов.
Ольга НАГОРНАЯ




