Как необходимо решать проблему алкоголизма: интервью

Как необходимо решать проблему алкоголизма: интервью

Фото: Евгений Летов
Крымская газета
Как необходимо решать проблему алкоголизма: интервью
Четверг, 03 ноября - «Крымская газета».

Если кто-то сталкивается с тяжёлыми зависимостями, то, прежде чем от них попытается избавиться, проходит нелёгкий путь разрушения психического и физического здоровья. О том, как необходимо решать проблему алкоголизма, «Крымская газета» выясняла у профессора кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии Медицинской академии имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» Александра Двирского.

МЕРЫ ДАЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ

– Расскажите, много ли в Крыму людей, зависимых от алкоголя?

– У нас не наблюдается какого-то особого роста потребления алкогольных напитков. И это радует. Как говорят в таких случаях, всё в пределах пунктуации. Народ в Крыму не спивается, и деревни пустые не стоят. Сейчас доступность алкоголя становится ниже, предпринимаемые в стране меры дают результаты, ситуация стала более стабильной. Хотя, на мой взгляд, комплексная и системная работа по борьбе с пьянством и зло-употреблением алкоголем должна быть ещё более агрессивной. Начиная с пропаганды ЗОЖ и заканчивая нетерпимостью на рабочем месте по отношению к пьющему сотруднику, вплоть до его увольнения.

– Алкоголизму больше подвержены мужчины или женщины? И вообще, кого можно считать алкоголиком?

– Согласно статистике у нас на одну злоупотребляющую алкоголем женщину приходится четверо мужчин. Причём этот показатель соотношения алкоголиков среди россиян и россиянок не меняется уже давно. Для постановки диагноза «алкоголизм» есть чёткие критерии в классификаторе болезней. Но основными критериями являются абстинентный сидром (похмелье) и потеря контроля дозы. Как её определить? Когда человек знает, что ему утром нужно идти на работу и его могут уволить за то, что у него алкоголь в крови или запах небольшой, но всё равно вечером он выпил, это уже потеря контроля. Когда социально значимая ситуация не сдерживает от потребления алкоголя, это тревожный звоночек. Абстинентный синдром – ещё один, более жёсткий, критерий, по которому определяют, что человек страдает от алкоголизма. То есть после возлияния накануне для того, чтобы стало легче, ему нужно с утра выпить. Да, человек может какое-то время сдерживаться, не опохмеляется, но ему очень плохо. И вечером он всё равно принимает алкоголь, ему становится вроде легко
и хорошо, и круг как бы замыкается.

ВРЕДНО ДАЖЕ ПИВО

– Сегодня можно наблюдать, что люди мало покупают крепкие спиртные напитки, даже вино. Чего не скажешь о пиве. Его чрезмерное употребление может привести к алкоголизму?

– Частое употребление пива тоже приводит к алкоголизму, но позже. На это уйдёт больше времени, чем при употреблении, например, вина или водки. Чем крепче напиток, тем быстрее наступает алкоголизм. Опять же, страстный любитель пива сопьётся, к примеру, не в 35 лет, а в 45. То есть будет «сдвиг горизонта» по срокам. К слову, не только пиво, но и слабоалкогольные сладкие напитки приводят человека к алкоголизму.

– Получается эффект отложенного действия?

– К сожалению, да. Но, опять же, мы живём здесь и сейчас, и получим алкоголика, грубо говоря, не в 25-30 лет, а в 45, что более приемлемо для общества. По крайне мере, у человека уже родятся дети. Во всём надо видеть что-то позитивное. Мы не можем отменить алкоголь полностью. Это уже было в нашей советской истории и ни к чему хорошему не привело. Тотальные запреты в данной ситуации не работают.

– Как вы считаете, нужно ли повышать цены на алкоголь?

– Непременно. Доступность спиртного будет меньше, его реже будут употреблять, меньше будет доза – позже наступит алкоголизм. А наша цель – снизить частоту употребления спирта, о качестве напитка мы здесь не говорим. Достигать её можно любыми путями. А правило одно – реже «остограммливаться» водкой, желательно стаканом слабоалкогольного напитка, в перспективе это лучше. Полностью запретить употребление алкоголя человеку мы не можем, а перенести его переход в стадию алкоголика на более поздний период жизни – вполне.

ЖЁСТКИЕ РАМКИ

– Пропаганда ЗОЖ может быть эффективной в борьбе с пьянством?

– Пропаганда должна идти на нескольких уровнях. Первый – это нетерпимость к алкоголю на работе. По этому принципу сегодня идут все корпорации, крупные компании. Они покупают рабочее время человека, и им нужен качественный результат работы сотрудника.

– А в обществе надо менять отношение к тем, кто злоупотребляет алкоголем? Сколько раз была свидетелем: заходит пьяный в общественный транспорт, ему тут же уступают место, а беременной женщине – не всегда.

– Уступают пьяному потому, что боятся конфликта.

– То есть остальные пассажиры должны молча терпеть, ладно, если просто присутствие, а то и всякие выходки, болтовню нетрезвого гражданина?

– А на каком основании его можно не пустить в общественный транспорт? Не дай бог, это, к примеру, ветеран или инвалид окажется, последует увольнение водителя троллейбуса или автобуса, огромный штраф владельцу компании выпишут. Это кому-то нужно? Здесь необходимо иметь чёткое законодательство, где было бы указано, с каким количеством алкоголя в крови можно посещать общественные места, ездить в общественном транспорте и так далее. Но, опять же, у многих возникнет проблема, например, как уехать домой из кафе, где отмечали день рождения.

– На такси. Идёшь на вечеринку, торжество – подумай заранее, как будешь домой возвращаться.

– А захотят ли все жители страны, чтобы такой закон у нас был? В таких ситуациях нужен какой-то баланс. Например, баланс нетерпимости к алкоголю на работе у нас фактически есть. В советское время, а тем более перестроечное, во всех учреждениях были застолья по поводу и без. Сейчас таких коллективных гулянок нет. А если случаются, снимаются на телефоны, в итоге многим приходится увольняться. Вопрос как бы сам собой решился, и все вроде бы согласились. Как и с запретом курения в общественных местах. Вполне возможно, что и с нахождением в пьяном виде в общественном месте будет так же.

ИЗЛЕЧИТЬСЯ МОЖНО, НО СЛОЖНО

– Алкоголизм вообще излечим?

– Это обыкновенное хроническое заболевание, как шизофрения, гастрит и прочие, у него есть код в МКБ – 10. Оно лечится так же, как, в принципе, любое заболевание – комплексно. По сути, когда мы говорим о хронических болезнях, то речь идёт о реабилитации – комплексе, включающем медицинские, социальные и юридические мероприятия. Соответственно, алкогольная зависимость лечится фармакологическими методами, нефармакологическими – психотерапией, и социальными – наказанием и поощрением (увольнение с работы и защита прав). Необходимо также учитывать юридические аспекты, например, когда человек вылечился, можно ли снять диагноз и взять его на работу? Сегодня в трудовой электронной книжке может быть такая запись: уволен за алкоголизм, которую все видят. А как потом вылечившемуся от этого недуга человеку эту запись отменить? Кстати, сейчас при приёме на работу в некоторых учреждениях требуют справку о том, что у вас нет приводов в полицию за нахождение в нетрезвом виде и не было административной ответственности за употребление алкоголя в общественных местах.

– Правда ли, что так называемое кодирование не поможет избавиться от алкоголизма, пока этого не захочет сам больной человек?

– Конечно, не поможет. Кодирование – это один из методов психотерапии. Вероятность излечения человека от алкоголизма или наркомании будет высокой, если он сам этого захочет, у него есть семья и работа. Эти три фактора повышают его шансы на излечение примерно до 70%. Если этих показателей нет, то, наверное, можно даже не браться. Если есть только два из трёх, соответственной будет и эффективность лечения. Всё индивидуально, в каждой стране это по-разному, но общая идея такова. Повторюсь, три решающих фактора: человек сам хочет вылечиться, у него есть семья, которая поддерживает, и он трудоустроен.

– Что делать если близкий человек, хороший знакомый или коллега – классный специалист начал заглядывать в рюмку? К какому врачу обращаться за помощью в первую очередь?

– Если он начал злоупотреблять алкоголем, принимая его в рабочее время, то здесь может быть подход кнута и пряника. А именно: «Мы тобой дорожим, но ещё одно такое повторение – и ты просто вылетаешь с работы, мы найдём другого специалиста, который, может быть, похуже тебя, но мы его доучим». И в семье этот же принцип применим. У алкоголика, имеющего абстинентный синдром, человеческого остаётся очень мало – он будет выносить из дома деньги, вещи, воровать, у него нет тёплых чувств к семье. Это как в известном анекдоте: «Вы страдаете алкоголизмом? Нет, я им наслаждаюсь!» Всё правильно, страдает семья. Потому что наступает энцефалопатия, кардиосклероз – серьёзные органические проблемы с головным мозгом. При этом у человека нервная система просто деградирует, он теряет человеческий облик. Такие высокие материи, как ответственность, человеческая привязанность, исчезают, у него остаётся только одно желание – получить удовольствие. А получить его он может уже только от одной вещи – алкоголя или наркотика. Если такое состояние уже допущено, к сожалению, фактически для семьи это безвыходная ситуация. Обращаться нужно к психиатру или психологу. Но реабилитация алкоголика или наркомана, как я уже говорил, – это комплекс медицинских, фармакологических и нефармакологических методов, а также психологическая помощь, социальная, юридическая. И здесь следует понимать, что психологи не медики. Психиатр же расскажет родственникам, что и как необходимо предпринимать в данной ситуации. Здесь очень важны этапность и системность. Необходимо, чтобы специалист пояснил близким вероятность развития сценария. Они должны чётко осознавать, что терминальные стадии алкогольной или наркотической зависимости – это поражение внутренних органов, в первую очередь мозга. Легко ему будет лечиться от алкоголизма? Тяжело. Поэтому человек, который решил лечиться от алкогольной или наркотической зависимости, совершает очень мужественный поступок. Таких людей надо уважать. Если они излечились и вернулись в общество, здесь нужна даже какая-то система поощрения. Более того, в самом обществе как на законодательном уровне, так и в корпоративной культуре должен внедряться механизм уважения к этим людям. Опять-таки здесь нужны пропаганда, целевые мероприятия с директорами предприятий, отделами кадров, с теми, кто работает с персоналом. То есть работа должна идти в обе стороны, что очень важно.

БЛИЦ-ОПРОС

– На какие недостатки можете закрыть глаза?

– Наверное, на все.

– Кто для вас пример для подражания?

– Сильные политические деятели, которые ведут здоровый образ жизни и очень работоспособны. Понятно, что это не деятели типа алкоголика Уинстона Черчилля. А вот Франклин Рузвельт, даже будучи в инвалидном кресле, добился очень многого, такого плана люди для меня пример, а ближайший – Президент РФ Владимир Владимирович Путин.

– Опишите себя тремя словами.

– Доброжелательный, законопослушный и понимающий.

– Ваше слово-паразит?

– В лекциях часто употребляю слово «просто».

– За что вы можете забанить человека в соцсетях?

– Я вообще не пользуюсь ими.

– Выигрывали ли вы в лотерею?

– Не играл.

– Для кого хотели бы попросить счастья?

– Для себя.

– Где вы любите отдыхать?

– На пляже.

– Как вы представляете себе идеальный день?

– Утром – пляж, потом несколько часов – на работе, а после что-то из разряда высокотехнологичной любимой и профессиональной активности.

– Если бы вы могли есть только одно блюдо всю вашу жизнь, что бы это было?

– Не знаю, но я не ем мясо, рыбу, сладкое стараюсь употреблять по минимуму. Для меня хлеб с джемом – пирожное.

Елена Озерян



По теме