Русскую культуру нельзя запретить. Потому что русская культура – это и упокоившийся за океаном великий Сергей Рахманинов, и нашедший там же вечный приют гениальный Алексей Султанов, и, наконец, изумительный 12-летний Елисей Мысин, который на днях в США взял первый приз на Международном конкурсе пианистов имени Фредерика Шопена.
СОРОК ПЯТЬ МИНУТ
Поразительно, но высокую награду 12-летний виртуоз получил в старшей возрастной категории – от 16 до 22 лет! В денежном выражении она составляет пять тысяч долларов. К тому же Мысин выиграл приз зрительских симпатий.
Как отмечается на сайте конкурса, участники могут по запросу менять возрастную категорию, от выбора которой зависит сложность программы. По словам педагога Елисея, профессора Московской государственной консерватории Наталии Трулль, в выборе для него старшей категории был «чисто профессиональный момент».
– Если бы он играл со своими ровесниками, он бы играл ровно двадцать минут, – пояснила наставница. – Меня как педагога пересечение океана и потом двадцать минут на сцене не устроили. А здесь сорок пять минут. И я спросила организаторов: можно, чтобы он играл сорок пять? А они сами очень хотели, чтобы Елисей играл в старшей группе.
Родившийся в 2010 году в Ставрополе Мысин начал осваивать инструмент в четырёхлетнем возрасте. Сейчас юный музыкант обучается в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Ранее он неоднократно становился лауреатом и победителем ряда международных конкурсов пианистов в России, США, Китае и Казахстане. Мысин регулярно выступает на ведущих площадках России, в число которых, в частности, входят концертный зал имени Петра Чайковского Московской филармонии, концертный зал «Зарядье», Большой театр, Московский международный Дом музыки.
ВО ИМЯ СУЛТАНОВА
Конкурс имени польского композитора и пианиста Фредерика Шопена (1810-1849) проходил в Нэшвилле (штат Теннесси) впервые. В финал вышли 26 исполнителей из разных стран мира, в том числе из Китая, Таиланда, Польши. Среди конкурсантов Мысин стал единственным представителем России. Гран-при (20 тысяч долларов) получил 21-летний австрийский пианист Кирон Атом Теллиан.
Ещё в марте оргкомитет конкурса объявил о том, что Гран-при будет назван в честь пианиста Алексея Султанова, ушедшего летом 2005-го в возрасте 35 лет. Несмотря на переезд в 1991 году в США, гениальный музыкант поддерживал связь с Россией и летом 1998-го даже участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского. Однако вопреки ожиданиям взыскательной публики он так и не был допущен до финала. Тогда, пожалуй, во всей красе культуру отмены (равно отмену высочайшей культуры пианизма) продемонстрировало жюри престижного конкурса. По иронии судьбы к тому времени в арсенале поцелованного Богом виртуоза была триумфальная победа на Международном конкурсе пианистов имени Вана Клиберна. Того самого обаятельного американца, ставшего первым победителем первого конкурса Чайковского. Примечательно, что председательствовавший в жюри в том далёком 1989-м маэстро лично вручил Гран-при уроженцу советского Узбекистана. Не говоря уже о том, что, по воспоминаниям самого Султанова, незадолго до смерти в своей квартире на Манхэттене его принял сам великий Владимир Горовиц, который, по замечанию юного гостя, идеально говорил по-русски, несмотря на 60 лет разлуки с Россией.
Завершив выступление на конкурсе в Нэшвилле, Елисей Мысин после поклона перед зрителями поклонился и большому фотопортрету Алексея Султанова, установленному на сцене неподалёку от рояля. Поклонился после того, как исполнил программу из произведений Шопена. Великого композитора, на знаменитом конкурсе имени которого в 1995 году в Варшаве Султанов также получил приз зрительских симпатий. Поразительно, но именно тогда второй раз за всю историю существования конкурса с 1927 года никого из участников не удостоили золотой медали. Блестяще выступивший Султанов разделил вторую премию с французским пианистом Филиппом Джизиано. Позже Алексей признавался: «Ужасно хотелось ещё раз блеснуть и тем самым показать пуб-лике, что я жив».
«ВРЕМЯ РАССУДИТ»
И если самого Султанова уже почти 20 лет нет с нами, то музыка, которой он отдал всего себя, жива, подтверждая истинность расхожего выражения о вечности искусства. Независимо от того, рождается ли оно из-под рук русского или австрийского пианиста. Хотя, учитывая колоссальный вклад отечественных музыкантов в мировую культуру, безусловно, приятно, когда ещё один твой соотечественник успешно штурмует олимп очередного престижного конкурса.
Как и сейчас, когда на Западе с идиотическим упорством продолжают предпринимать, по сути, бредовые попытки отменить русскую культуру, так и пять лет назад, когда российский пианист Иван Бессонов стал победителем Eurovision Young Musicians 2018. В финале, где 16-летнему россиянину противостояли исполнители из Венгрии, Германии, Норвегии, Чехии и Словении, музыкант исполнил фрагмент Первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Чайковского. А ведь тот конкурс проходил уже после того, как Крым вернулся в родную гавань, а на Россию обрушился шквал санкций.
Народный артист России саксофонист и композитор Игорь Бутман убеждён, что российским деятелям искусства, как и спортсменам, несмотря на культуру отмены России недружественными странами, надо продолжать делать то, что они делают: искать новые образы и находить внутренние резервы.
– Не вся наша культура отменяется, и выступают наши артисты и спортсмены, те же теннисисты, оперные певцы, музыканты, – отметил он. – Выступают, причём и в Европе, и в США. Конечно, меньше, чем раньше: культура отмены по каким-то причинам существует. Но я считаю, что надо продолжать делать, что ты делаешь, искать новые внутренние резервы, искать новые художественные образы, искать новые интонации музыкантам, спорт-сменам. Мир не закрыт, и надо продолжать бороться с секундами, метрами. И когда станет ясно, что лучшие здесь, то мир не обойдётся без нас.
Алексей ВАКУЛЕНКО