Феодосийский литературно-артистический кружок: укрытие поэтов, белогвардейцев и шпионов

Феодосийский литературно-артистический кружок: укрытие поэтов, белогвардейцев и шпионов

Фото: t.me/pastvu
Крымская газета
Феодосийский литературно-артистический кружок: укрытие поэтов, белогвардейцев и шпионов
Среда, 12 ноября - «Крымская газета».

В сводчатом подвале на перекрёстке двух феодосийских улиц кипела творческая и подпольная жизнь, ставшая пристанищем для поэтов в смутные времена.

МАНДЕЛЬШТАМ И ФЛАК

Осенью 1919 года Осип Мандельштам оказался в Феодосии без жилья и средств. Его главным убежищем и творческой точкой притяжения стал Феодосийский литературно-артистический кружок, известный как ФЛАК. Он располагался в уникальном арочном подвале дома на углу улиц Земской и Новой – месте, которое современники называли Ноевым ковчегом местной богемы. В этом подвале, стены которого были расписаны в восточном стиле художником Мазесом, кипела жизнь: звучали стихи, читались лекции, устраивались концерты и капустники.

Для Мандельштама ФЛАК стал спасительной гаванью. В ноябре 1919 года в сборнике ФЛАКа «К искусству!» были опубликованы его стихотворения «Меганом» и «Образ твой, мучительный и зыбкий...» Именно здесь, в подвале, состоялся его поэтический вечер 24 января 1920 года, о котором сообщала местная газета «Крымская мысль». Здесь же он участвовал в вечере «Богема», средства от которого пошли на издание альманаха «Ковчег» с его стихами. Участник кружка Эмиль Миндлин вспоминал, как Мандельштам часто уводил собеседников в угол и нараспев декламировал свои строки.

Но под вывеской артистического клуба скрывалась и другая, тайная жизнь. По воспоминаниям современников, ФЛАК служил явкой для Феодосийской резидентуры Закордота ЦК КПУ(б) – разведывательно-диверсионной организации большевиков. В этом «ковчеге» встречались белогвардейцы, шпионы, иностранцы, поэты и артисты, создавая причудливый и опасный сплав эпохи. Феодосия в восприятии Мандельштама того периода – город резких контрастов, где античное наследие, «розовые, белые камни» сочетались с хаосом Гражданской войны, «разбойничьими фелюгами» и ощущением «чумы», наступившей в мире. Этот дух времени он запечатлел в стихотворении «Феодосия» и прозаическом очерке «Бармы закона», где описал город как лабиринт, где «днём идёшь как по мёртвому римскому плану, а ночью, в непроглядном мраке, готов постучать к любой мещанке, лишь бы укрыла от злых собак».

УЛИЦЫ СКВОЗЬ ВЕКА

Перекрёсток, где кипела эта насыщенная история, образовали две улицы с богатым прошлым. Земская улица, одна из старейших в городе, возникла, вероятно, в конце XVIII – начале XIX века при расширении Феодосии на север. Своё название она получила от Феодосийского уездного земства, размещавшегося в доме № 4 (сегодня здесь находится городская администрация). В 1911–1914 годах в этом здании работал санитарным земским врачом Дмитрий Ильич Ульянов, брат Владимира Ленина. В 1920-е годы улицу переименовали в честь революционера Карла Либкнехта, но в 2003 году вернули её историческое имя.

Улица Новая, позже объединённая с Садовой и получившая в 1956 году имя Сергея Кирова, появилась в начале XX века. Она соединяла проспект Айвазовского и улицу Куйбышева, став частью новой городской застройки. Судьбоносный подвал ФЛАКа находился в доходном доме, принадлежавшем мадам Рогальской. Изначально это был обычный доходный дом, позже переоборудованный в гостиницу «Таврида», а в 1913–1914 годы – в «Марсель». Подвал состоял из трёх помещений: фойе, «зрительного зала» на 150 мест и артистической уборной. К сожалению, само здание было уничтожено во время Великой Отечественной войны. Сейчас на его месте находится современная гостиница, а на углу улиц в 1960-х годах был построен кинотеатр «Крым».

Сегодняшний облик перекрёстка хранит память о прошлом. Земская улица – это уютная пешеходная зона с брусчаткой, где расположены органы городской власти, магазины и мини-гостиницы. На улице Кирова, сохранившей историческую застройку, находятся Централизованная городская библиотека им. А. Грина и Феодосийский городской отдел ЗАГС. И хотя от того самого «ковчега» не осталось и следа, его история продолжает жить в стихах Мандельштама и архивах.

Олег АНФАЙЛОВ.

Читайте также: что превратило тихую улицу на окраине Евпатории в место, где переплелись судьбы морского командира, легендарного врача и великой поэтессы



По теме

Читаемое