Связуют берега и судьбы: удивительные факты, связанные с техническими сооружениями Крыма

Связуют берега и судьбы: удивительные факты, связанные с техническими сооружениями Крыма

Фото: Иван Коваленко
Крымская газета
Связуют берега и судьбы: удивительные факты, связанные с техническими сооружениями Крыма
Четверг, 28 ноября - «Крымская газета».

29 ноября человечество празднует День мостов. Самый главный и самый новый мост Крыма соединил полуостров с Россией. От него начинается новая история. Она уходит корнями вглубь веков и хранит удивительные факты, связанные с замечательными техническими сооружениями.

Деловит, но незаметен

Древнейшие «творенья дерзкой мысли» находятся в Феодосии. В XIV столетии благодаря купцам город Кафа превратился в международный торговый центр. Его защищали от врагов толстые стены и ров, но дорогих гостей привечали на добротных каменных мостах. Некоторые существуют до сих пор, а по 700-летней арочной конструкции, что спряталась под толщей асфальта на улице Ленина, бегают современные автомобили.

В лесах, окружающих село Земляничное Белогорского района, сохранились участки тракта, когда-то связывавшего местные приморские и предгорные селения с Великим шёлковым путём. В пользу этой версии убедительно свидетельствует имя реки Индол (в переводе «дорога в Индию»), на которой был построен внушительный мост. От него осталась похожая на башню опора, сложенная из крупных блоков.

Малоизвестной достопримечательностью посёлка Новый Свет является старинная дорога, ведущая к роднику Анастасии – единственному в округе крупному источнику питьевой воды. Лев Голицын, ставший хозяином имения в 1878 году, сознавал значимость дара природы, поэтому не только проложил водовод, но и реконструировал путь к нему: один из оврагов пересекает симпатичный арочный мост из пилёного известняка, в другом можно увидеть романтические руины акведука.

Царские пути

Археологи, проводившие исследования на трассе «Таврида», неподалёку от села Некрасово Белогорского района обнаружили часть дороги, построенной специально для путешествия, которое предприняла императрица Екатерина II в 1787 году. Прекрасно сохранились перекинутый через ручей арочный мостик из тёсаного камня, дорожное полотно, вымощенное известняковым бутом. Сооружение, претерпев несколько ремонтов, прослужило добрых 100 лет.

В 1824–1826 годах по инициативе царского наместника Михаила Воронцова солдаты «сработали» почтовый тракт из Симферополя в Алушту. На обращённых к морю склонах Чатырдага, рассечённых балками, пришлось возводить каменные мосты в виде высоких арок. Шедевры инженерного искусства помнят многих самодержцев, совершавших поездки по Крыму, и заслуживают того, чтобы стать объектами культурного наследия.

Черты древности угадываются в опорных стенах для моста, сложенных циклопической кладкой из грубо обработанных глыб, в горном лесу на склонах Бабуган-яйлы. Историческое название места – Падишах-Йол, в переводе «царская дорога». Старые путеводители отмечают, что проезжая тропа была благоустроена для организации императорских охот.

4-2мост.jpg

Шагнут широкою дугой

Трасса из Алушты в Ялту освещена «солнцем русской поэзии». В селе Пушкино установлен памятник поэту. Скульптура выполнена из полированного диорита, а на стеле высечены пророческие строки: «Со временем дороги, верно, у нас изменятся безмерно: шоссе Россию здесь и тут, соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды шагнут широкою дугой...»

На подъездах к Гурзуфу шоссе выбегает на виадук, протянувшийся над долиной реки Авунды. Народное прозвище «Виражный мост» в полной мере отражает его конструктивные особенности: на огромной железобетонной арке и мощных колоннах покоится изогнутый пролёт: дугообразная форма обеспечивает гораздо большую устойчивость на крутом склоне. Мост возведён в 1961 году и облегчает движение троллейбусов.

Неожиданные чувства рождает малоизвестный объект рядом с селом Краснокаменка: довоенное шоссе выходит на красивый мост. Привлекают внимание опоры, облицованные камнем, где эффектно сочетаются полигональная кладка и рустованные блоки. Пролётную часть, сделанную из железобетона, украшают металлическое изображение серпа и молота и дата постройки – 1941.

Ars longa

В 1916 году певец Фёдор Шаляпин приобрёл небольшой участок в Гурзуфе и приступил к возведению «Замка искусств», где намеревался передавать «художественный опыт молодым людям». По замыслу владельца, виллу на берегу и башню на утёсе связывал элегантный каменный мостик. Он появился первым: мастера, знающие секреты узорной кладки, выложили строение из мраморовидного известняка. Между тем над страной сгущались революционные тучи, разразившиеся Гражданской войной, и музы были вынуждены замолчать. Шаляпин покинул советскую Россию. Грандиозная идея не воплотилась, но переход на приморскую скалу уцелел. «Памятник надеждам» ныне располагается на территории Международного детского центра «Артек», собирающего, как и мечтал маэстро, «даровитую и серьёзную» молодёжь.

Въезд в Алупкинский дворец, резиденцию Михаила Воронцова, напоминает средневековую крепость: за двумя башнями открывается узкий проезд, образованный глухими высокими стенами. В мрачноватую картину вносит неожиданную романтическую ноту ажурный висячий мостик, переброшенный от одной стены к другой. Наряду с декоративной функцией, создающей настроение, мостик имел сугубо практическую цель: по нему перемещались музыканты из служебного корпуса на хоры парадной столовой.

Между прошлым и будущим

Бахчисарай готов подарить пытливому уму яркие примеры философского осмысления понятия «мост» как соединения разрывов пространства и даже связи между мирами.

Путешественник Эвлия Челеби, посетивший Крымское ханство во времена его расцвета, сообщает о его развитой инфраструктуре: «Через реку Чурук-Су проложены 43 каменных и деревянных моста». Некоторые сохранились. Два арочных моста ведут к Ханскому дворцу. Ещё один долгожитель находится ниже по течению. История сберегла имя создателя «блага на пути» – Хаджи Осман Акай, дату постройки – 1665 год и слова на мемориальной плите: «Да будет благословен всегда этот мост Всевышним!» В следующем году исполнится 360 лет, как мост исправно несёт службу, хотя давно нуждается в реставрации.

Топонимика Бахчисарайского района может гордиться уникальным названием Кыл-Копыр, в переводе «волосяной мост». Так именуется тропка, идущая по очень узкому карнизу, буквально висящему над пропастью, в «пещерном городе» Качи-Кальон. В мусульманских представлениях о конце света существует образ: мост острее меча и тоньше волоса протянут над огненной преисподней. В Судный день все люди пройдут по этому мосту, но не всем будет дано счастье добраться до рая.

5-1мост.jpg

Символы созидания и обороны

Великолепными образцами творческой работы инженеров, архитекторов и строителей можно любоваться в Севастополе.

На реке Чёрной стоит романтический каменный мост. При ближайшем рассмотрении видишь, что сооружение не предназначено для повозок или пешеходов. Это акведук: 170 лет назад по нему бежала вода, направляясь в доки адмиралтейства.

Другая чернореченская постройка, капитальный Трактирный мост, вошла в историю Крымской войны. 4 августа 1855 года в долине развернулось сражение, ставшее последним и самым трагическим в ходе обороны Севастополя. Русские войска начали наступление по Трактирному мосту, но штурм высот, где засел неприятель, успеха не принёс. Огромные потери обескровили армию. Город был обречён, однако выиграл время для обустройства другого моста – спасительного: через всю бухту мастеровые протянули скреплённые друг с другом цепями и канатами крепкие бревенчатые плоты. По этому шаткому, но надёжному пути оставшиеся в живых защитники организованно перешли на Северную сторону.

В 1905 году город украсился памятниками, посвящёнными героической эпопее. Приморский бульвар соединил с набережной Корнилова изящный мостик, выточенный из белого камня. На нём поместили символические барельефы: севастопольский герб окружили злобные и хитрые драконы – Англия, Франция, Турция и Италия.

Иван Коваленко, краевед




По теме