Чудеса инженерии: сооружение между Таманью и Керченским полуостровом 1944 года и закладка канатной дороги до вершины Ай-Петри

Чудеса инженерии: сооружение между Таманью и Керченским полуостровом 1944 года и закладка канатной дороги до вершины Ай-Петри

Фото: Иван КОВАЛЕНКО
Крымская газета
Чудеса инженерии: сооружение между Таманью и Керченским полуостровом 1944 года и закладка канатной дороги до вершины Ай-Петри
Четверг, 16 января - «Крымская газета».

17 января – Международный день канатной дороги. Какие стальные трассы пролегали по крымским горам и долам в прошлом и чем радуют жителей и гостей полуострова современные чудеса инженерной мысли...

В начале века

Самая первая канатная дорога в Крыму символизировала мощный подъём экономики Российской империи.

В начале XX века в урочище Карадаг, близ Феодосии, открыли месторождение пуццоланы. Этот минерал имел стратегическое значение: добавление пуццоланы в цемент делало его устойчивым к воздействию морской воды, что позволяло возводить полноценные портовые сооружения. Добычей сырья занялась специально созданная компания «Русская пуццолана». Дела пошли настолько хорошо, что в 1913 году фирма создала более совершенную, чем лошадь с подводой, транспортировочную систему: подвешенные на стальных тросах вагонетки двигались по склонам в сторону селения Приморские Отузы (современное Курортное), где планировалось построить причал для погрузки породы на суда.

Разразившиеся геополитические катаклизмы заставили отказаться от затеи. Но советская власть, приступившая в конце 20-х годов к воплощению грандиозной программы индустриализации, обратила взор на карадагские недра. Из толщи горы Святой усиленно извлекали минерал трасс, имеющий сходные характеристики с пуццоланой. На сей раз канатную дорогу проложили от карьера в Коктебельскую бухту. Великая Отечественная война остановила разработки, а позже они не возобновлялись.

Связала два берега

В начале 1944 года Тамань и Керченский полуостров связала канатная дорога. Она сыграла важную роль в Крымской наступательной операции. Всего за 23 дня военные инженеры перебросили через пролив тоненькую, но прочную нить. Строительство невероятно осложнялось не только боевыми действиями на этом участке фронта: конструкция изначально была предусмотрена для эксплуатации в горах, а не посреди своенравной морской стихии. Пришлось в спешном порядке проектировать принципиально иное, очень непростое сооружение, а многие узлы создавать заново.

Установку опор производили под постоянными арт-обстрелами и в штормовых волнах. В середине января получили с завода несущий трос, и вскоре на крымский берег одна за другой двинулись вагонетки с вооружением и боеприпасами, снаряжением и продуктами.

На несколько самых трудных недель канатка стала единственным средством доставки жизненно важных грузов на Керченский плацдарм. Но к весне советская авиация и артиллерия завоевали безраздельное господство в воздухе и на суше, штормы утихли, и транспортные суда беспрепятственно курсировали по проливу. Однако дорога продолжала исправно работать и была демонтирована только после окончательного освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков.

Прогулка по воздуху

Свой полувековой юбилей власть рабочих и крестьян отметила в Крыму грандиозными проектами. Самой яркой стала закладка канатной дороги от южнобережного Мисхора до вершины Ай-Петри. Однако строительство растянулось на добрых два десятка лет. В частности, пришлось менять проект, поскольку оказалось, что канаты легли на склон. Ломать гору было накладно, да и жалко, посему решили проблему посредством кульмана, ватмана и логарифмической линейки.

Первый вагончик с пассажирами – членами приёмочной комиссии – тронулся в путь 31 декабря 1987 года. Брызги шампанского окропили тросы и шкивы, а весной следующего года объект обрёл статус достопримечательности номер один.

Сочетание чудо-техники и природных красот оставляет сильное впечатление. Стальные канаты толщиной в руку и длиной более полутора километров просто висят в воздухе! Крутизна обрыва у верхней станции такова, что кажется, кабинка вот-вот врежется в скалу. Однако ничего страшного не происходит, и через несколько мгновений дверь гостеприимно распахивается на Ай-Петринском плато, в мир утёсов, альпийских лугов, бескрайнего неба и множества полезных занятий для активных и любознательных туристов.

Взлететь над кипарисами

Помните: «Под небом голубым есть город золотой...»? Образ из песни, прозвучавшей в фильме «Асса», стал олицетворением Ялты. Неспешный, как в детском сне, полёт на вершину холма Дарсан позволит увидеть курортную столицу с нового ракурса. Под ногами движутся картинки: крыши домов, кипарисы и сосны, сияющие на солнце маковки собора Александра Невского и серый купол армянской церкви Святой Рипсиме. И не забудьте сверить часы с проплывающими мимо курантами на готическом облике башни: они показывают ялтинское время вот уже 130 лет! А, впрочем, счастливые часов не наблюдают...

Рядом с верхней станцией когда-то находилась величественная колоннада, напоминающая античное святилище. Постройка получила в народе название «храм воздуха». Прекрасный памятник архитектуры не пережил, к сожалению, эпоху дикого капитализма, но имя сохранилось благодаря зонам отдыха – видовым площадкам, укрытым вечнозелёными деревьями. Кстати, появились тут 70 лет назад отнюдь не по мановению волшебной палочки. Таков был результат кропотливого труда многих тысяч неравнодушных горожан, взрослых и школьников, озеленявших безжизненные склоны холма в выходные и праздники. Замечательный пример для подражания!

5-канат1.jpg

Плюс экскурсия

Небольшие по протяжённости канатные дороги строили в советские времена здравницы. Это было вызвано особенностями рельефа Южного берега: корпуса возводили на склонах, довольно высоко над морем, и при планировке территории нужно было решать задачу лёгкой и удобной доставки гостей на пляж и обратно.

Достойным продолжателем традиций, заложенных старыми добрыми санаториями «Горный», «Черноморье», «Марат», стал современный отель «Респект-Холл» в Кореизе. Интересно, что здесь канатная дорога, помимо транспортной функции, является ещё и развлечением, эдакой микроэкскурсией: короткое, 12 минут, путешествие открывает взорам туристов виды на море, Мисхорский парк и Главную гряду.

Полвека назад, заботясь об активном отдыхе граждан, местные власти разрешили энтузиастам в свободное от работы время обустраивать самодеятельные горнолыжные трассы на Ай-Петри и Чатырдаге. Важнейшим элементом доморощенной инфраструктуры было простецкое, но надёжное устройство – бугельный подъёмник. С канатной дорогой его роднил трос, цепляясь за который, любители экстрима поднимались в верхнюю точку.

Ничего невозможного

Политическая и экономическая стабильность державы во все времена рождала у предпринимателей смелые задумки и даже способствовала их реализации. Так, в 1913 году Прасковья Тикунова, хозяйка ресторана «Венеция», расположенного на одном из скальных островков Адалары в Гурзуфской бухте, приступила к строительству канатной дороги, дабы упростить доставку клиентов.

Ярким примером современного стратегического мышления может служить намерение курорта Mriya Resort & SPA порадовать гостей канатной дорогой, которая соединит отель с плато Ай-Петри. Проект, аналогичный сочинской «Красной Поляне», позволит увеличить пропускную способность дороги в 20–25 раз по сравнению с существующей.

Не отстаёт и Севастополь: инициативная группа предложила кардинально пересмотреть сеть общественного транспорта, заменив на наиболее проблемных участках автобусы и троллейбусы канатными дорогами. В первую очередь такая трасса должна появиться на Северной стороне. Что касается Балаклавы, то «оригинальнейший уголок» предполагается украсить фуникулёром на гору Таврос и канаткой к Южному форту и крепости Чембало. В перспективе путь проляжет от Генуэзских башен к Золотому пляжу.

Иван КОВАЛЕНКО, краевед



По теме