Дом на Набережной: история самого известного дома с ротондой в Симферополе

Дом на Набережной: история самого известного дома с ротондой в Симферополе

Фото: Иван Коваленко
Крымская газета
Дом на Набережной: история самого известного дома с ротондой в Симферополе
Суббота, 29 апреля - «Крымская газета».

«В страшный век бурелома – нежность старого дома...»
В архитектуре симферопольского «Дома на Набережной»
прочитываются история страны и судьбы людей.

ВЗДЫХАЮТ ЗДЕСЬ ПРОШЕДШИЕ ВЕКА

В центре крымской столицы, там, где река Салгир пересекает проспект Кирова, привлекает внимание представительное здание оригинального облика.

Его левое и правое крылья обычные, а вот средняя часть вогнутая, образующая как бы четверть окружности. Она дополнительно выделена двумя доминантами: слева – устремлённая ввысь беседка-ротонда, справа – приземистая надстройка, похожая на небольшую башню. Вальяжности дому добавляют мощные колонны, многочисленные декоративные вазы, а таинственности – римские цифры на фронтоне: MCMXXXIX. В пересчёте на более понятные они обозначают дату окончания строительства: 1939 год.

Предшествующая пятилетка была очень важной для экономики Советского Союза. Генеральный секретарь Компартии Иосиф Сталин, выступая на съезде, подчеркнул, что социализм в СССР в основном построен. Перед страной ставились очередные задачи, в частности – «решительное улучшение жилищного дела». Отдельной темой прозвучало дальнейшее укрепление обороноспособности: в мире всё сильнее ощущался запах пороха.

СТИЛЬ? «ТРИУМФ»!

В свете партийных решений действовала власть на местах. Постановление Центрального исполнительного комитета Крымской АССР предусматривало возведение в Симферополе «номенклатурного жилья», предназначенного для первых лиц: членов правительства, крупных представителей интеллигенции, руководителей силовых структур. Последняя строка расшифровывалась по-военному конкретно: «дом для комсостава 3-й стрелковой дивизии на 50 квартир».

Местное отделение Союза архитекторов получило ответственное задание: разработать проект. В выборе «лица» сомнений не возникало: для политически значимой постройки более всего подходил монументальный классицизм с его чёткими пропорциями и торжественным декором. Много позже этот стиль станет называться сталинский ампир.

Газета «Красный Крым» по этому поводу сообщала: «В Симферополе рядом с домом милиции по проекту архитектора Кржижановского строится красивый четырёхэтажный жилой дом: 46 благоустроенных двух- трёхкомнатных квартир с водопроводом, центральным отоплением и ваннами. В нижнем этаже расположится большой магазин».

СУДЬБА НЕИЗВЕСТНА

«Громадьё планов» Павла Кржижановского предполагало возвести два одинаковых дома. «Близнецы» задумывались как зеркальное отражение друг друга: одно крыло идёт вдоль проспекта Кирова, второе формирует набережную Салгира, а посредине – вогнутая средняя часть. Полукруглые фасады создавали образ города, «раскрывшего объятия».

Однако воплотить замысел в полной мере архитектору не довелось.

В стране начиналась «Большая чистка», вскоре превратившаяся в великий террор. Летом 1938 года Кржижановского арестовали. Сфабрикованные следователем обвинения тянули на расстрел: членство в белогвардейской подпольной организации, шпионаж, вредительства при проектировании. Следствие длилось два мучительных года и завершилось относительно мягким приговором: пять лет исправительно-трудового лагеря. Вместе с Павлом Константиновичем отправились по этапу его коллеги. Крымское отделение Союза архитекторов фактически перестало существовать.

Дальнейшая судьба зодчего неизвестна. Тем не менее дом достроили, и в канун нового, 1940 года высшие военные чины Крыма праздновали новоселье.

А потом началась Великая Отечественная война – и дом опустел.

photo_2023-04-20_08-42-58 (2).jpg

ЗДРАВИЯ ЖЕЛАЮ!

13 апреля 1944 года по проспекту Кирова прогрохотали советские танки: в Симферополь вступила Красная армия. Фотограф запечатлел группу бравых ребят и их боевую машину на фоне одного из самых узнаваемых городских зданий. Оккупанты намеревались его уничтожить: видно, что внутри бушевал пожар, но башенка уцелела и даже бетонные вазы – символ изобильной жизни – не полопались.

После войны обновлённую «сталинку» заселили бывшие фронтовики. Когда на День Победы ещё крепкие мужики надевали военную форму, от потемневших от времени боевых медалей и орденов, сияющих на солнце, у мальчишек рябило в глазах. В традиции были субботники, или по-военному, парково-хозяйственные дни. К Первомаю и годовщине Октябрьской революции народ вооружался лопатами и граблями и приводил в порядок двор и прилегающую территорию. А потом собирались за общим столом, чтобы поднять наркомовские сто граммов и за немудрёными яствами помянуть ушедших, поговорить о будущем.

ТЫ ПОМНИШЬ, ТОВАРИЩ...

Им было что вспомнить.

Василий Митрохов в течение двух суток отбивал из пулемёта вражеские атаки. Спустя несколько дней он совершил второй подвиг. Под кинжальным огнём подобрался к вражеской пулемётной точке, уничтожил расчёт и обратил трофейное оружие против немцев. Завалил более 50 гитлеровцев, благодаря чему подразделение захватило населённый пункт с минимальными потерями. 19-летний парень удостоился высшей награды Родины – Золотой Звезды Героя Советского Союза.

Василий Горишний защищал Москву, сражался в Сталинграде. Когда фашисты на одном из участков пытались прорвать нашу оборону, комдив прибыл на передовую и «личным примером спокойствия и уверенности в победе оказал помощь командиру в организации боя, воодушевил личный состав полка и обеспечил разгром противника». Звание Героя генерал-майор получил за успешное форсирование Днепра и освобождение Киева.

Яков Вербов начинал боевой путь ещё в Гражданскую. Прошёл всю Великую Отечественную. В декабре 1941 года дивизия Вербова форсировала Керченский пролив и вела ожесточённые бои на Крымском фронте. В дальнейшем соединения, которыми командовал генерал, очищали от фашистов Белоруссию и Прибалтику. Верховный главнокомандующий Сталин дважды объявлял комдиву благодарность. Завершил войну Яков Вербов участником Парада Победы на Красной площади в Москве.

ДОЖИТЬ БЫ ДО ЮБИЛЕЯ

Несмотря на то что над ротондой, ставшей достопримечательностью Симферополя, пронеслись бурные геополитические вихри XX столетия, здание по сей день очаровывает величием сталинского ампира, олицетворяющего трагические и героические страницы истории Отечества. Даже в относительно спокойный послевоенный период дом не терял своей значимости для державы. Мало кто уже помнит, что добрых полвека главное помещение в центральной части занимало очень серьёзное учреждение – корреспондентский пункт ТАСС. Журналисты – сотрудники Телеграфного агентства Советского Союза, главного информационного органа государства – обеспечивали актуальной информацией из Крыма все газеты страны.

ковалев (2).jpgэ

Новые времена не принесли радости старику. Строение потихоньку ветшает. Памятником архитектуры дом на Салгирской набережной почему-то так и не стал. Следовательно, государству до него дела нет. Старшее поколение, когда-то активное – потомки командиров-фронтовиков – постепенно уходит, а у «племени младого», уже не отягощённого памятью о былом, – своя жизнь, свои заботы. Всё это рождает печальные мысли: доживёт ли наполненный историей символ города хотя бы до своего 100-летия?

Иван КОВАЛЕНКО, краевед 



По теме

Читаемое