Я б в строители пошёл…
Дефицит строителей сегодня наблюдается по всей стране. И Крым не исключение, хотя у нас есть учебные заведения, которые готовят специалистов разного профиля и квалификации для строительной отрасли. Как решить проблему? Об этом «Крымская газета» беседовала с директором Института «Академия строительства и архитектуры» КФУ им. В. И. Вернадского Натальей Цопой.
– Наталья Владимировна, много ли строителей с высшим образованием не хватает Крыму?
– Точно не скажу, но это сотни, если не тысячи человек. В частности, на сайте нашей академии постоянно публикуются предложения, вакансии: «Требуются… требуются…» Мы плотно взаимодействуем с работодателями региона: строительными компаниями, государственными органами, например, с Министерством строительства и архитектуры РК, ГАУ РК «Госстройэкспертиза», руководитель которой, к слову, возглавляет аттестационную комиссию в нашей академии. Эти структуры всегда берут на работу наших выпускников. Впрочем, как и коммерческие строительные фирмы. Мы периодически проводим анкетирование среди наших студентов. Согласно данным опросов 90% работают, 60% из них – по специальности или «около специальности». Например, продавцом в строительном магазине, хотя мы это не приветствуем. В любом случае этот студент уже сможет объяснить, чем отличается минеральная вата от пеностекла, какой утеплитель лучше и так далее.
– Какие учебные заведения Крыма сегодня готовят специалистов для строительной отрасли?
– В следующем году нашей академии исполнится 65 лет, что уже говорит о научном потенциале учреждения, профессиональном уровне преподавателей. Наши выпускники руководят крупными строительными организациями, являются главными проектировщиками, архитекторами, инженерами. У них высокий уровень подготовки, они знают особенности сейсмики, рельефа нашего уникального полуострова. Несколько лет назад начали готовить специалистов промышленного и гражданского строительства и архитекторов в СевГУ. Из крупных городов страны – в Московском государственном строительном университете, Московском архитектурном институте, Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете. Очень сильный Донской государственный технический университет и так далее.
– И всё же почему не все выпускники идут работать по специальности?
– Часть молодых людей уезжает работать в богатые регионы, где платят больше. И квалифицированные строители с опытом не исключение. В особом дефиците специалисты узкого профиля, к примеру, те, кто занимается монтажом и эксплуатацией автоматизированных систем управления. Более 80% наших выпускников сегодня работают в системе водного хозяйства Крыма. Во многом потому что в образовательном процессе мы применяем практико-ориентированный подход, когда, например, вся группа студентов уходит на практику в ГУП РК «Крымгазсети» или ГУП РК «Вода Крыма». Понятно, что после окончания вуза они остаются там работать. Зарплаты в этих организациях хорошие. Когда мне звонят работодатели и говорят, что им, к примеру, нужен инженер-сметчик, я сразу предупреждаю: наши ребята меньше чем на 40 тысяч рублей не соглашаются, они и сами находят такую работу.
– А вам не кажется, что строительную специальность ещё надо популяризировать? Чаще в кино, криминальных новостях строительную отрасль или людей, которые с ней как-то связаны, показывают в негативном свете: махинации с финансированием, нарушение экологического законодательства, обман дольщиков… Это ведь тоже влияет на имидж профессии?
– К сожалению, есть такое. Если вспомнить советские фильмы, там рассказывали о героях-строителях, которые возводят грандиозные объекты для народного хозяйства страны, на гигантских стройках трудятся тысячи людей. А в современных фильмах чаще всего какая-то строительная фирма уничтожает природу, обманывает людей. Или экскаваторщик что-то не там разрыл, повредил коммуникации, или строительный кран упал и разрушил всё вокруг… И негативное клеймо, к сожалению, ставится на всех строителей. Правда, уже стали появляться на наших экранах новые фильмы, где начали популяризировать профессию архитектора, который разрабатывает интересные проекты, находит креативные дизайнерские решения.
– Коль уж вспомнили экскаваторщиков... Сегодня есть преемственность в системе подготовки специалистов строительных профессий?
– Конечно, лучше, если в строительный вуз приходят учиться абитуриенты, которые окончили строительный колледж или техникум. В Крыму такая преемственность, к счастью, сохранилась. Мы, например, очень плотно работаем с местными учреждениями среднего профессионального образования. Более того, в КФУ есть свой Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна. В Симферополе строителей готовит и Крымский многопрофильный колледж. Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности также готовит небольшие группы специалистов для строительной отрасли. Прибрежненский аграрный колледж КФУ выпускает специалистов смежных специальностей: геодезистов и других. И наша академия очень тесно работает с выпускниками всех этих учебных заведений. Уже несколько лет мы проводим досрочные вступительные кампании для выпускников колледжей, причём приёмная комиссия выезжает непосредственно в эти средние профессиональные учебные заведения. Если студенты-выпускники успешно сдают пробные вступительные экзамены, по их желанию мы засчитываем их как основные. И затем программу высшего, к примеру, бакалаврского строительного образования ребята осваивают за три, а не за четыре года. Потому что делается перезачёт дисциплин, которые они уже изучили в колледже. При колоссальной востребованности специалистов-строителей такой механизм набирает обороты. В то же время надо учитывать, что для колледжей есть определённые показатели трудоустройства выпускников. И в строительной отрасли сегодня нужны в основном специалисты рабочих специальностей, их реально в стране не хватает. В то же время все понимают, что ребятам надо расти в профессиональном плане, а без высшего образования это невозможно. Нам пока удаётся совместно с руководителями крымских колледжей решать эту проблему. Но это надо делать на федеральном уровне. Возможно, в вузах следует увеличивать количество мест бесплатной заочной формы обучения для выпускников строительных колледжей, которые ушли работать по специальности.
– А ещё применять в вузах, готовящих специалистов для строительной отрасли, систему целевого заказа? Врачей у нас тоже не хватает, и сейчас активно обсуждается вопрос возврата к советской системе распределения выпускников медицинских вузов. Тот, кто обучался за бюджетные деньги, будет обязан отработать несколько лет там, где это необходимо.
– Ситуация в здравоохранении и строительной отрасли сегодня неодинаковая. Государственный сектор медицины у нас довольно большой, чего нет в строительной сфере, где в большинстве своём все проектные и подрядные организации коммерческие, частные. И они не могут делать нам заказ на целевое обучение специалиста. Это могут, например, Госкомрегистр, судебная строительная экспертиза. Вопрос целевого заказа на подготовку инженеров-гидротехников мы сейчас прорабатываем и с Госкомитетом по водному хозяйству, с которым у нас налажено плодо-творное сотрудничество. Ведь, по сути, они нужны только этой отрасли. Они (Госкомитет по водному хозяйству. – Ред.) подают нам заявку на целевое обучение специалистов, мы готовим для них кадры, которые по окончании вуза должны будут обязательно отработать определённое время (это будет прописано в договоре) в системе водного хозяйства Крыма. Но, опять же, когда государственная компания понимает, что этого специалиста надо ждать четыре года, ей проще привлечь на работу выпускника вуза, уже получившего образование за бюджетные деньги.
– Выходит, что частные компании получают специалистов даром. Несправедливо, однако…
– Действительно, государство вкладывает в обучение специалистов для строительной отрасли немалые средства, а коммерческий сектор получает готовые кадры. Правда, есть случаи взаимодействия вуза и частных компаний в этих вопросах, это так называемое государственно-частное партнёрство, параметры которого установлены в документах Минобрнауки России. Согласно им вузы могут работать с индустриальными партнёрами, совместно развивать, например, какую-то научную тематику. Знаю, что опыт такого партнёрства есть у наших коллег из Агротехнологической академии КФУ. Коллеги из Ростова тоже используют такую форму работы с реальным сектором строительной отрасли. Не исключаю, что и нам надо будет внедрять такую практику. То есть заключается договор, индустриальный партнёр заказывает какую-то научную тему, выделяет средства, а студенты и преподаватели разрабатывают и реализуют её. Как показывает практика, по окончании вуза эти ребята чаще всего идут работать в эту строительную компанию.
– Когда закончится СВО, потребуется огромное количество специалистов-строителей для восстановления инфраструктуры новых территорий, и не только их…
– В первую очередь специалистов рабочих специальностей: облицовщиков, плиточников, отделочников и т. д. Хотя и без проектировщиков не обойтись. А пока, чего греха таить, наших выпускников сегодня переманивают в новые регионы зарплатой от 150 тысяч рублей. Они сейчас работают в Херсонской области, в Мариуполе (отстраивают город), кто-то трудится, например, в органах исполнительной власти новых областей. Как известно, Правительством РФ разработан трёхлетний план по восстановлению 6200 объектов в новых регионах РФ: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. А вице-премьер Марат Хуснуллин назвал восстановление новых территорий «самым большим проектом страны». Так что и перспектива карьерного роста есть.
– А это значит, что в Крыму надо не только тратить деньги на рекламу строительной отрасли, но и обеспечивать людям достойную зарплату, социальные льготы.
– Строительные организации должны активнее работать над рекрутированием кадров в студенческой среде. Знаю, что некоторые дорожные организации уже на втором-третьем курсе берут студентов на практику и дают им зарплату. А после окончания вуза эти выпускники идут в дорожники. Так поступают и ведущие строительные компании во множестве российских регионов. Уже с третьего курса они принимают на практику будущих строителей и платят им по 30-40 тысяч рублей в месяц. Самым талантливым ребятам во время всей учёбы выплачивают стипендию до трёх тысяч рублей, а когда они получают диплом, их сразу принимают в штат строительной компании на хорошую зарплату. Преодолеть кадровый голод в строительстве можно только с помощью комплексных мер и желания всех заинтересованных сторон.
– Наталья Владимировна, а какое сооружение, здание, объект вы считаете самым красивым?
– Из грандиозных объектов однозначно Крымский мост. Из зданий, которые проектировали российские архитекторы, можно выделить «Лахта Центр» в Санкт-Петербурге (самый высокий небоскрёб Европы), а ещё – здание в форме пятилистника отеля Mriya Resort. Его архитектору удалось реализовать интересную идею, которая органично вписалась в крымский ландшафт. Верю, что и выпускники нашей академии создадут и реализуют проекты, которые будут украшать этот благословенный полуостров.
блицопрос
– Главная черта характера, необходимая в вашей работе?
– Скорее всего, это уверенность в своём коллективе, вера в достижение общих целей, ну и желание сделать свою академию успешной и процветающей!
– Если бы могли сменить профессию, то стали бы...
– Никогда не задумывалась над этим вопросом. Наверное, связала бы свою жизнь с творческой профессией.
– Каков ваш жизненный принцип?
– Ответственность за свои действия и решения.
– За что любите жизнь?
– За то, что она многогранна. Всегда в жизни открывается что-то новое.
– С кем из известных людей вы хотели бы пообщаться?
– Конечно, с нашим президентом!
– Чего не терпите в людях?
– Не люблю неискренность в общении. Уважаю честность.
– Какое любимое место в Крыму?
– Люблю крымские горы: Демерджи, Караби, Кизилташ…
– Любимое времяпрепровождение после работы?
– Путешествия по крымским горам и поездки на море.
Беседовала Елена Озерян