25 мая 2025, 15:00

В своё время дача выдающегося русского художника Константина Коровина в Гурзуфе была не менее притягательным для мастеров культуры местом, чем дом поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле.
На спроектированной самим живописцем вилле «Саламбо», названной в честь одноимённого балета, который Коровин оформлял для Большого театра, гостили Илья Репин, Василий Суриков, Леонид Андреев, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Максим Горький, Александр Куприн, Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин. После долгого забвения в здании прославленной виллы открыли музей. Мы погрузились в удивительную атмосферу Серебряного века, воссозданную стараниями Сергея и Виктории Жигуновых.
Освятить память
История знает немало примеров посмертного возвращения замечательных людей на родные просторы. Так, в 1980-х годах символически вернулся на родину один из частых гостей гурзуфской «Саламбо» – великий русский певец Фёдор Шаляпин, прах которого перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Создателям музея Виктории и Сергею Жигуновым, пожалуй, удалось вернуть в крымский дом Коровина дух художника.
Впрочем, память можно опошлить, а можно освятить. Опошлить удалось прежним хозяевам здания, которые оставили в нём осыпавшуюся штукатурку, отколотую кафельную плитку и не-ухоженную территорию с позабытым розарием, который разбил сам художник.
– С участка мы вывезли 16 грузовиков мусора, – рассказывает один из основателей музея, известный актёр, режиссёр и продюсер Сергей Жигунов. – Всё было уничтожено. Мы благодарны Главе Крыма и администрации Ялты за то, что нам дали в аренду этот комплекс зданий под кинобазу. Мы решили создать музей, нас поддержал президентский Фонд культурных инициатив, спасибо ему большое.
По словам супруги актёра Виктории, со стен здания пришлось выводить плесень и грибок. Однако, преодолев всё последствия запустения, Жигуновы освятили знаковое для русской культуры место, вернув в него память.
Чеховский след
А ведь дачи в Гурзуфе у Коровина вполне могло бы не быть, не посети он на побережье этого курортного посёлка другую – «Белую дачу». Последняя, как известно, принадлежала его другу писателю Антону Чехову. Там произошла их последняя встреча.
Тогда же, услышав от очарованного Гурзуфом художника, что тот желал бы иметь в посёлке дачу, смертельно больной писатель с присущей ему щедростью заметил, что попросту подарит Константину Алексеевичу свою.
Деликатный Коровин ответил, что не может принять столь дорогой подарок. А спустя семь лет, в 1911 году, неподалёку от чеховской виллы построил «Саламбо». Позже, вспоминая об этом, он назвал выбранное для дачи место «прекрасным куском земли», а сам дом – «чудесным».
Здесь в том же 1911 году художник написал известный портрет своего друга Фёдора Шаляпина. На лоне крымской природы у живописца пробудился интерес к натюрморту. И хотя сам художник признавался, что редко бывал в Гурзуфе, тем не менее здесь он создал немало шедевров, в числе которых, например, «Розы», «Натюрморт. Розы», «Розы и яблоки», «Базар цветов в Гурзуфе», «Рыбачья бухта», «Гурзуф вечером», «Гурзуф. 1914», «В саду. Гурзуф».
Что же касается Шаляпина, то, полюбив Гурзуф, певец часто гостил как на даче Коровина, так и в других местах. Летом 1916 года Федор Иванович отдыхал с семьёй у Ольги Соловьёвой – хозяйки имения «Суук-Су» и купил у неё скалу близ берега посёлка, мечтая построить на ней замок искусств. Однако случившаяся в следующем году череда революций и вспыхнувшая следом Гражданская война навсегда похоронили грандиозные планы артиста.
В доме-музее более чем 40-летней дружбе Коровина и Шаляпина посвящена комната на втором этаже. Среди прочих предметов здесь представлен фотоальбом с карточками, на которых запечатлён Шаляпин, в том числе в Гурзуфе. Сотрудники музея даже установили место, где был сделан один из фотопортретов великого баса. Это балкон крайней от входа комнаты на втором этаже сохранившегося здания виллы. А ещё они выяснили, что Коровину не была чужда иконопись и в местном храме Успения Пресвятой Богородицы находилась написанная им икона Николая Чудотворца.
Очаг впечатления
Покидая родину, Коровин завещал крымскую виллу русским художникам. Волю живописца советские власти насколько могли исполнили после Великой Отечественной войны. К старому зданию в 1947 году достроили новые корпуса. И дача официально стала называться «Дом творчества имени Константина Алексеевича Коровина».
Объект действовал как дом отдыха. Сначала он был в ведении Харьковского тракторного завода, затем Союза художников. На бывшей террасе перед виллой со временем возвели двухэтажную столовую, на месте бывшей мастерской художника разместили пищеблок. Вместе с тем на торце здания в 1961 г. установили мемориальную бронзовую доску с рельефным портретом Коровина работы скульптора Сергея Мограчёва (ученика великого Родена, кстати).
В 1980-х годах открыли мемориальную комнату, где можно было увидеть несколько картин художника. Правда, позже эти полотна пропали. Также в историческом месте располагалось кафе, в некоторых помещениях – магазины. И хотя в стенах бывшей дачи проходили выставки и творческие встречи, музея в традиционном смысле там не было.
Поскольку подлинная мебель и картины с первозданной виллы до наших дней не уцелели, создатели музея решили воссоздать атмосферу начала прошлого века своими силами. И сам музей стал, можно сказать, произведением музееведческого искусства. Основатели называют его «музей-впечатление».
Здесь буквально можно дотронуться до старины: посетителям позволено трогать аутентичные экспонаты начала XX века и сидеть в старинных креслах, перелистывая не менее старинные издания, которые вполне могли быть представлены в библиотеке художника.

Мебель, как и всю экспозицию, подбирали аутентично концу XIX – начала XX веков, рассказывают работники музея. Часть предметов приобретали на аукционах. Экспонаты воздействуют зрительно, аудиально – уникальный саундтрек-дизайн музея погружает в атмосферу начала ХХ века (здесь и написанная по воспоминаниям Коровина аудиопьеса, сыгранная артистами, и пение Шаляпина, и бесплатный аудиогид, записанный Сергеем Жигуновым).
Среди примечательных экспонатов постоянной экспозиции – ковш-ладья «Курочка» из художественно-столярной мастерской Московского губернского земства 1900-х годов, перчаточница начала ХХ века, дореволюционный графин «Вихрь», произведённый на заводе им. Мальцова, чугунное изделие «Купальщица Касли» 1913 года.
Все экспонаты характеризуют эпоху, поясняют в музее. И гостям разрешено брать их в руки, чтобы соприкоснуться с ушедшей эпохой.
Поначалу в музее работали четыре комнаты, затем на втором этаже открыли экспозицию, посвящённую Фёдору Шаляпину. В планах создание новых выставочных помещений.
На территории виллы чудом сохранилась роза Бэнкса, высаженная Константином Коровиным. В апреле она покрывается невероятными жёлтыми цветками. Виктория Жигунова отвезла один из черенков во Францию, в Кемпер, и передала внуку Коровина – Алексею Ги Коровину. Его, кстати, как и отца, деда, не обошла стороной страсть к живописи. Теперь крымская роза будет расти в саду благодарного потомка выдающегося художника.
За Коровиным закрепилось звание первого русского импрессиониста. Значительное число работ художника хранится в Третьяковской галерее и Русском музее.

СПРАВКА
Константин Коровин (1861–1939) родился в Москве. Первые картины начал писать после 30 лет, оставив учёбу в Академии художеств Санкт-Петербурга. В 1900 году получил орден Почётного легиона на Всемирной выставке в Париже.
интересно
Сегодня площади музея используют и для проведения художественных выставок. Тому пример – удивительно насыщенная по созвездию имён экспозиция «Ученики Коровина». Её составили работы таких признанных мастеров, как Роберт Фальк, Константин Юон, Мартирос Сарьян, Сергей Судейкин, Борис Иогансон, Василий Мешков.
По словам Сергея Жигунова, коровинские ученики «живут в его красках»:
– Кто-то дальше, как Сарьян, кто-то ближе, как Мешков. Это выдающиеся художники. Коровин каким-то образом ухитрился передать им лучшее, что у него было. А Валентин Серов, который тоже их учил, передал им ощущение реальности. В результате вышло что-то совершенно невероятное.

кстати
Коровин считается одним из самых дорогих российских художников. В 2017 году его «Набережная адмирала Курбе в Вильфранш-сюр-Мер» ушла на аукционе в Лондоне за
629 тысяч фунтов стерлингов (68,6 млн рублей), «Летнее утро» в 2013 году – за 747 тысяч фунтов стерлингов (81,5 млн руб.).
Несколько лет назад полотно мастера «Веранда», написанное в Крыму в 1922 году, незадолго до эмиграции, было продано на торгах во французском городе Вернон за 560 тысяч евро (51 млн рублей) при стартовой цене 50–80 тысяч евро (4,6–7,3 млн рублей).
Алексей ВАКУЛЕНКО
На спроектированной самим живописцем вилле «Саламбо», названной в честь одноимённого балета, который Коровин оформлял для Большого театра, гостили Илья Репин, Василий Суриков, Леонид Андреев, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Максим Горький, Александр Куприн, Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин. После долгого забвения в здании прославленной виллы открыли музей. Мы погрузились в удивительную атмосферу Серебряного века, воссозданную стараниями Сергея и Виктории Жигуновых.
Освятить память
История знает немало примеров посмертного возвращения замечательных людей на родные просторы. Так, в 1980-х годах символически вернулся на родину один из частых гостей гурзуфской «Саламбо» – великий русский певец Фёдор Шаляпин, прах которого перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Создателям музея Виктории и Сергею Жигуновым, пожалуй, удалось вернуть в крымский дом Коровина дух художника.
Впрочем, память можно опошлить, а можно освятить. Опошлить удалось прежним хозяевам здания, которые оставили в нём осыпавшуюся штукатурку, отколотую кафельную плитку и не-ухоженную территорию с позабытым розарием, который разбил сам художник.
– С участка мы вывезли 16 грузовиков мусора, – рассказывает один из основателей музея, известный актёр, режиссёр и продюсер Сергей Жигунов. – Всё было уничтожено. Мы благодарны Главе Крыма и администрации Ялты за то, что нам дали в аренду этот комплекс зданий под кинобазу. Мы решили создать музей, нас поддержал президентский Фонд культурных инициатив, спасибо ему большое.
По словам супруги актёра Виктории, со стен здания пришлось выводить плесень и грибок. Однако, преодолев всё последствия запустения, Жигуновы освятили знаковое для русской культуры место, вернув в него память.
Чеховский след
А ведь дачи в Гурзуфе у Коровина вполне могло бы не быть, не посети он на побережье этого курортного посёлка другую – «Белую дачу». Последняя, как известно, принадлежала его другу писателю Антону Чехову. Там произошла их последняя встреча.
Тогда же, услышав от очарованного Гурзуфом художника, что тот желал бы иметь в посёлке дачу, смертельно больной писатель с присущей ему щедростью заметил, что попросту подарит Константину Алексеевичу свою.
Деликатный Коровин ответил, что не может принять столь дорогой подарок. А спустя семь лет, в 1911 году, неподалёку от чеховской виллы построил «Саламбо». Позже, вспоминая об этом, он назвал выбранное для дачи место «прекрасным куском земли», а сам дом – «чудесным».
Здесь в том же 1911 году художник написал известный портрет своего друга Фёдора Шаляпина. На лоне крымской природы у живописца пробудился интерес к натюрморту. И хотя сам художник признавался, что редко бывал в Гурзуфе, тем не менее здесь он создал немало шедевров, в числе которых, например, «Розы», «Натюрморт. Розы», «Розы и яблоки», «Базар цветов в Гурзуфе», «Рыбачья бухта», «Гурзуф вечером», «Гурзуф. 1914», «В саду. Гурзуф».
Что же касается Шаляпина, то, полюбив Гурзуф, певец часто гостил как на даче Коровина, так и в других местах. Летом 1916 года Федор Иванович отдыхал с семьёй у Ольги Соловьёвой – хозяйки имения «Суук-Су» и купил у неё скалу близ берега посёлка, мечтая построить на ней замок искусств. Однако случившаяся в следующем году череда революций и вспыхнувшая следом Гражданская война навсегда похоронили грандиозные планы артиста.
В доме-музее более чем 40-летней дружбе Коровина и Шаляпина посвящена комната на втором этаже. Среди прочих предметов здесь представлен фотоальбом с карточками, на которых запечатлён Шаляпин, в том числе в Гурзуфе. Сотрудники музея даже установили место, где был сделан один из фотопортретов великого баса. Это балкон крайней от входа комнаты на втором этаже сохранившегося здания виллы. А ещё они выяснили, что Коровину не была чужда иконопись и в местном храме Успения Пресвятой Богородицы находилась написанная им икона Николая Чудотворца.
Очаг впечатления
Покидая родину, Коровин завещал крымскую виллу русским художникам. Волю живописца советские власти насколько могли исполнили после Великой Отечественной войны. К старому зданию в 1947 году достроили новые корпуса. И дача официально стала называться «Дом творчества имени Константина Алексеевича Коровина».
Объект действовал как дом отдыха. Сначала он был в ведении Харьковского тракторного завода, затем Союза художников. На бывшей террасе перед виллой со временем возвели двухэтажную столовую, на месте бывшей мастерской художника разместили пищеблок. Вместе с тем на торце здания в 1961 г. установили мемориальную бронзовую доску с рельефным портретом Коровина работы скульптора Сергея Мограчёва (ученика великого Родена, кстати).
В 1980-х годах открыли мемориальную комнату, где можно было увидеть несколько картин художника. Правда, позже эти полотна пропали. Также в историческом месте располагалось кафе, в некоторых помещениях – магазины. И хотя в стенах бывшей дачи проходили выставки и творческие встречи, музея в традиционном смысле там не было.
Поскольку подлинная мебель и картины с первозданной виллы до наших дней не уцелели, создатели музея решили воссоздать атмосферу начала прошлого века своими силами. И сам музей стал, можно сказать, произведением музееведческого искусства. Основатели называют его «музей-впечатление».
Здесь буквально можно дотронуться до старины: посетителям позволено трогать аутентичные экспонаты начала XX века и сидеть в старинных креслах, перелистывая не менее старинные издания, которые вполне могли быть представлены в библиотеке художника.

Мебель, как и всю экспозицию, подбирали аутентично концу XIX – начала XX веков, рассказывают работники музея. Часть предметов приобретали на аукционах. Экспонаты воздействуют зрительно, аудиально – уникальный саундтрек-дизайн музея погружает в атмосферу начала ХХ века (здесь и написанная по воспоминаниям Коровина аудиопьеса, сыгранная артистами, и пение Шаляпина, и бесплатный аудиогид, записанный Сергеем Жигуновым).
Среди примечательных экспонатов постоянной экспозиции – ковш-ладья «Курочка» из художественно-столярной мастерской Московского губернского земства 1900-х годов, перчаточница начала ХХ века, дореволюционный графин «Вихрь», произведённый на заводе им. Мальцова, чугунное изделие «Купальщица Касли» 1913 года.
Все экспонаты характеризуют эпоху, поясняют в музее. И гостям разрешено брать их в руки, чтобы соприкоснуться с ушедшей эпохой.
Поначалу в музее работали четыре комнаты, затем на втором этаже открыли экспозицию, посвящённую Фёдору Шаляпину. В планах создание новых выставочных помещений.
На территории виллы чудом сохранилась роза Бэнкса, высаженная Константином Коровиным. В апреле она покрывается невероятными жёлтыми цветками. Виктория Жигунова отвезла один из черенков во Францию, в Кемпер, и передала внуку Коровина – Алексею Ги Коровину. Его, кстати, как и отца, деда, не обошла стороной страсть к живописи. Теперь крымская роза будет расти в саду благодарного потомка выдающегося художника.
За Коровиным закрепилось звание первого русского импрессиониста. Значительное число работ художника хранится в Третьяковской галерее и Русском музее.

СПРАВКА
Константин Коровин (1861–1939) родился в Москве. Первые картины начал писать после 30 лет, оставив учёбу в Академии художеств Санкт-Петербурга. В 1900 году получил орден Почётного легиона на Всемирной выставке в Париже.
интересно
Сегодня площади музея используют и для проведения художественных выставок. Тому пример – удивительно насыщенная по созвездию имён экспозиция «Ученики Коровина». Её составили работы таких признанных мастеров, как Роберт Фальк, Константин Юон, Мартирос Сарьян, Сергей Судейкин, Борис Иогансон, Василий Мешков.
По словам Сергея Жигунова, коровинские ученики «живут в его красках»:
– Кто-то дальше, как Сарьян, кто-то ближе, как Мешков. Это выдающиеся художники. Коровин каким-то образом ухитрился передать им лучшее, что у него было. А Валентин Серов, который тоже их учил, передал им ощущение реальности. В результате вышло что-то совершенно невероятное.

кстати
Коровин считается одним из самых дорогих российских художников. В 2017 году его «Набережная адмирала Курбе в Вильфранш-сюр-Мер» ушла на аукционе в Лондоне за
629 тысяч фунтов стерлингов (68,6 млн рублей), «Летнее утро» в 2013 году – за 747 тысяч фунтов стерлингов (81,5 млн руб.).
Несколько лет назад полотно мастера «Веранда», написанное в Крыму в 1922 году, незадолго до эмиграции, было продано на торгах во французском городе Вернон за 560 тысяч евро (51 млн рублей) при стартовой цене 50–80 тысяч евро (4,6–7,3 млн рублей).
Алексей ВАКУЛЕНКО