Античные театры в Севастополе и близ города Ханья на острове Крит разделяют 1 300 км, Чёрное, Мраморное и Эгейское моря. Архитектурная схожесть памятников археологии и культуры убедительно свидетельствует о том, что поклонники искусства жили по всей ойкумене.
Сквозь века
Магия перевоплощений в Крыму насчитывает две с половиной тысячи лет.
В 414 году до нашей эры выдающийся древнегреческий драматург Еврипид написал трагедию «Ифигения в Тавриде», события которой разворачиваются на берегах Понта Эвксинского – будущего Чёрного моря. Эпическое произведение получило широкую известность и наверняка нашло благодарных зрителей в Херсонесе Таврическом. Этот город – прародитель современного Севастополя – основали греки в V веке до нашей эры. На протяжении всей Античности он был важнейшим политическим, экономическим и культурным центром полуострова.
Период расцвета Херсонеса символизирует театр. Он просуществовал семь веков: в эпоху эллинизма собирал любителей драматических постановок, музыкальных и поэтических состязаний, а с появлением в Тавриде римских легионеров любители зрелищ с удовольствием сходились на выступления циркачей и бои гладиаторов.
Традиции высокого искусства продолжаются в Херсонесе в наши дни: в тёплое время года здесь с аншлагом проходят спектакли разных творческих коллективов.
Мал, да театрал!
До недавнего времени археологи считали, что содержать театр мог только крупный город. Однако раскопки на Крите показали, что чувство прекрасного было в полной мере свойственно и жителям провинциальных центров. Так, в отдалённой местности Лиссос обнаружили характерные руины: часть сцены, коридоры для выхода актёров и несколько ярусов каменных сидений. Находки позволяют датировать комплекс ранним римским периодом – I столетием нашей эры. Театр просуществовал 300 лет и разрушился во время землетрясения.
Как и в Херсонесе, здание в Лиссосе предназначалось не только для культурных, но и для общественно-политических мероприятий: при необходимости здесь собирались граждане для решения актуальных проблем.
Любопытно, что в одно время и на одной территории с театром возвышался храм, посвящённый богу медицины Асклепию. Надо полагать, терапия заключалась в благотворных эмоциях, которые испытывали участники спектаклей и религиозных церемоний. А в эпоху Византии на развалинах античных построек возвели христианскую церковь: свято место пусто не бывает!
Кирилл БЕЛОЗЁРОВ