Правительство РФ с 2022 года направило из федерального бюджета свыше 260 миллиардов рублей на поддержку автопрома
по различным программам.
По словам первого вице-премьер-министра РФ Дениса Мантурова, почти три четверти средств составили поступления в бюджет от утилизационного сбора.
Дорогие авто по-нашему
– Свою эффективность показал целый комплекс финансируемых бюджетом мер – субсидирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. – Ред.), гранты на реинжиниринг, программы Фонда развития промышленности (ФРП. – Ред.), программы поддержки спроса, – рассказал первый замглавы кабмина.
Мантуров уточнил, что с 2022 года только по программе ФРП «Автокомпоненты» был профинансирован 91 проект на сумму около 111 миллиардов рублей, свыше 50 проектов НИОКР на сумму 11 миллиардов рублей, а также около 40 проектов по реинжинирингу на сумму почти два миллиарда рублей.
По словам первого зампреда кабмина, меры государственной поддержки, в числе которых донастройка механизма утилизационного сбора, позволили начать производство в России автомобилей в высоком ценовом сегменте.
– Например, локализация производства последовательных гибридов Voyah в Липецкой области, сборка кроссоверов Exeed в Подмосковье, – уточнил он.
Утилизационный сбор представляет собой налог для производителей и импортёров. Они обязаны уплачивать его за каждое произведённое или ввезённое в Россию транспортное средство. Такой налог нацелен на обеспечение последующей утилизации транспортного средства после окончания срока его службы. Отечественным производителям впоследствии утильсбор компенсирует государство, а размер компенсации зависит от уровня локализации производства.
В начале года Мантуров заявил, что сегодня Россия обладает оптимальным количеством автомобильных заводов.
На отечественный лад
По словам первого вице-премьер-министра, после публикации в сентябре проекта изменений расчёта утильсбора представители сразу трёх автомобильных брендов посетили одну из российских производственных площадок.
Напомним, в сентябре Минпромторг подготовил проект постановления Правительства РФ, меняющий механизм расчёта утилизационного сбора на автомобили. В частности, для легковых машин предложено формировать базовую ставку утильсбора по типу и объёму двигателя, но учитывать его мощность через коэффициент с прогрессивной шкалой. Льготный коэффициент при этом сохранялся для частных лиц, ввозящих иномарку с двигателем до 160 лошадиных сил для личного пользования.
Также первый вице-премьер отмечает, что российские инвесторы получили контроль во всех совместных предприятиях с иностранцами в автопроме. Кроме того, Мантуров сообщил, что почти все «брошенные» иностранцами автозаводы в России сегодня перезапущены, 11 из 13 предприятий возобновили полноценную работу, а ещё два должны быть запущены в 2026 году. Так, в Калуге, на бывшем заводе Volkswagen сегодня выпускают автомобили российского бренда Tenet по полному циклу, включая сварку и окраску, а «СОЛЛЕРС» оперативно адаптировал освободившиеся мощности под продукцию собственного бренда.
Отдельно первый зампред кабмина выделил работу компании «Автомобильные технологии» в Калужской области, которая, помимо производства автомобилей Citroen, занимается производством одной из моделей бренда Haval.
Сказано
Заместитель генерального директора по закупкам «РесурсТранс» Юлия КРАВЧУК:
– Российский автопром сегодня переживает период активного становления, и вопрос о целевой аудитории отечественных брендов требует взвешенного подхода. Анализируя текущую конъюнктуру рынка, мы выделяем три основные категории потенциальных покупателей автомобилей LADA, UAZ, Evolute и «Москвич».
Первостепенное значение имеет сегмент коммерческих перевозчиков и таксистов. Для этой категории пользователей экономичность эксплуатации становится определяющим фактором рентабельности бизнеса. Отечественные автомобили демонстрируют в этом смысле конкурентные преимущества в части стоимости владения.
Главный редактор журнала «За рулём» Максим КАДАКОВ:
– За последние три года российскому автопрому удалось заменить некоторую компонентную базу. То, что ещё несколько лет назад закупалось за рубежом, сегодня приобретается внутри страны. Однако доля китайских комплектующих в отечественных машинах до сих пор остаётся значительной. Некоторые заводы (например, «АвтоВАЗ») выпускают новые модели. Начались продажи, к примеру, Lada Iskra. Принципиально новую модель представили на полях Петербургского международного экономического форума – Lada Azimut. Это очень интересная машина, но её выход на рынок – перспектива 2026 года.
Василий АКУЛОВ.




