Биоклиматическая станция в Евпатории: история и развитие

Биоклиматическая станция в Евпатории: история и развитие

Фото: wikimedia.org
Крымская газета
Биоклиматическая станция в Евпатории: история и развитие
Воскресенье, 27 августа - «Крымская газета».

Во имя пользы 

Региональное отделение Русского географического общества и крымский НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации подписали соглашение о совместной научной деятельности на базе биоклиматической станции в Евпатории. 

В поисках нормы

В 1920 году после подписания декрета Совнаркома РСФСР «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» возникла необходимость создать в Евпатории научно-методический центр, который изучал бы природные факторы и их воздействие на организм человека. Сделать это поручили научному руководителю курорта профессору Алексею Шенку. Учёный уже вёл наблюдения за воздействием солнечных ванн на больных в биофизическом кабинете санатория «Таласса».

В 1925 году на базе этой здравницы Алексей Бойко, инженер, профессор, основал актинометрическую станцию. Он создал уникальные приборы для изучения солнечного излучения, разработал методику оценки теплового баланса солнечных ванн, организовал наблюдение за изменением солнечной радиации через каждые десять минут. Результатом первых пяти лет исследований стал перевод дозировки солнечных ванн на новую единицу – калорию. Она выражает определённое количество энергии, излучаемой солнцем в минуту на квадратный сантиметр поверхности тела. Использование этой единицы позволило значительно снизить количество случаев перегрева больных на пляже.

В 1930 году станцию со всеми пляжами курорта соединили радиотрансляционной линией, по которой отдыхающим на побережье сообщали результаты измерений. В 1931-м станция переехала в нынешнее здание с оборудованной измерительной площадкой на пляже. Во время Великой Отечественной войны оккупанты уничтожили аппаратуру биоклиматической станции. Тем не менее её сотрудники продолжали работу. В архиве сохранились журналы наблюдений, которые на станции вели во время оккупации Крыма в 1941-1944 годах. НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации занят оцифровкой этого архива.

К 1956 году станция возобновила довоенный объём работ. Исследования и сотрудников станции, и работавших там учёных-курортологов дали значительный практический эффект. В Евпатории, например, впервые в мире применили систему учёта солнечной радиации для принимающих солнцелечение: отсчёт так называемых биодоз. Здесь же апробировали полиэтиленовые кабины для отпуска воздушных и солнечных ванн, позже распространившиеся на других курортах.

В 1971 году станцию преобразовали в республиканский базовый центр. С тех пор там проходили стажировку работники биоклиматических пунктов и станций всех курортов Украинской ССР. На биоклиматической станции (БКС) разрабатывались методики климатолечения, которые применяют и сейчас.

В годы независимой Украины станция не раз оказывалась перед угрозой закрытия. В 2016 году она прекратила работу. В 2019-м станцию передали в оперативное управление НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации. 

«Какое здание!»

Председатель Крымского регионального отделения Русского географического общества Геннадий Самохин напомнил, что РГО – старейшая организация России и входит в число старейших в мире.

– Евпатория – один из древнейших городов России с тысячелетними традициями, – с улыбкой заметил учёный. – Есть свои многолетние традиции и у Русского географического общества. С момента основания 178 лет назад основными видами деятельности РГО были исследования в научной сфере, экспедиционные исследования, открытие новых земель, история, этнография. В Евпатории всё это есть, есть огромный пласт истории и географии. И конечно же, РГО готово поддерживать реализацию проектов, связанных с различными исследованиями: наземными, подземными, подводными, надводными, климатическими, историческими, этнографическими. У нас есть богатый опыт и компетентные специалисты. Безусловно, мы способны на многое вместе с инициативными крымчанами и администрацией Евпатории.

По словам Геннадия Самохина, в Крыму, где насчитывается 26 муниципальных образований, создано десять муниципальных представительств РГО. Он признался, что ещё с момента образования крымского отделения РГО он и его коллеги обратили внимание на евпаторийскую БКС.

– Мы приезжали сюда и думали: какое здание, какое место, как было бы хорошо, чтобы РГО здесь присутствовало! – рассказал он. – Думаю, что мы сможем наладить отношения с руководством станции и сделать там центр Русского географического общества. 

Центр климатологии

Заведующая отделением прогнозирования, планирования и координации научных исследований ГБУЗ РК «НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации» профессор Татьяна Голубова рассказала об истории учреждения.

– Были предприняты большие усилия в 2019 году, чтобы биоклиматическую станцию передали в управление нашего научно-исследовательского института, – отметила она. – Поэтому, приходя сегодня в это здание, я испытываю чувство удовлетворения. Передо мной как тогдашним руководителем НИИ стояла задача сохранить его, предотвратить дальнейшее разрушение. Однако это не только здание, но и памятник архитектуры. По действующему законодательству вмешиваться в его архитектурный ансамбль запрещено. Мы изыскали возможность, не нарушая основной архитектуры, провести текущий ремонт и привести здание в рабочее состояние. У нас есть кабинеты, места для сотрудников, вспомогательные помещения. Восстановление облика здания предполагает проведение реставрации. Только на проектно-сметную документацию нужно не менее 5 млн руб-лей. Но я настроена оптимистично, понимая задачу этой биоклиматической станции. Сегодня она единственная в Крыму. В Российской Федерации таких станций, связанных именно с медицинской климатологией, три. Помимо Евпатории, они есть в Пятигорске и во Владивостоке.

Татьяна Голубова убеждена, что биоклиматическая станция должна стать крымским региональным центром медицинской климатологии.

– Здесь есть несколько направлений: сбор, обработка и анализ информации, научно-исследовательская работа, выход в практическое здравоохранение, – пояснила она.

Алексей ВАКУЛЕНКО



По теме

Читаемое