Подписка
Крымский журнал
КИА
Лента
СВО
Общество
Персоны
Политика
Регионы
Культура
Ещё
Спорт
Нацпроекты
Лента
Здоровье
История
Инфографика
Архив
Крымская газета - Спецоперация
Чтиво
Документы
Версия для слабовидящих
Главная
Новости
Персоны
Бермудский треугольник, проделки пиратов и 120 писем: будни капитана дальнего плавания
Бермудский треугольник, проделки пиратов и 120 писем: будни капитана дальнего плавания
08 сентября 2024, 11:00
Фото:
Воскресенье, 08 сентября - «Крымская газета».
О захватывающих зрелищах в разных концах света, Бермудском треугольнике и пиратах нам довелось поговорить с капитаном дальнего плавания Юрием Соловьём, ветераном флота.
НЕКОГДА БОЯТЬСЯ
– В море вам комфортнее, чем на суше?
– В море моряк скучает по родным, мечтает вернуться на землю. Дома побыл – снова хочется уплыть куда-нибудь подальше.
– Чего вы никогда не увидели бы, не будь моряком? Вспомните самое захватывающее зрелище.
– Как-то мы подплыли к Персидскому заливу. Море горело зелёным огнём, вдоль борта прыгали всё время дельфины, и за ними оставался зелёный шлейф. Более часа экипаж стоял на борту и зачарованно глядел. Зимой в Антарктиде прекрасные белые ночи – солнце, которое катится по горизонту, волшебные айсберги… Панамский канал – грандиозное гидротехническое сооружение, построенное больше ста лет назад, которое позволяет судну проходить из Атлантики в Тихий океан и обратно. В Португалии – красивая природа и хорошее вино.
– Часто ли остаётся время на то, чтобы посмотреть город, в который прибыл корабль?
– Если судно остановилось на выходной день, нет грузовых работ и проверок со стороны портовых властей, то остаётся только вахта, остальные могут прогуляться по городу. Если это рабочий день, капитан не сможет уйти. Мне довелось увидеть остров Маврикий. Первый раз я туда попал в 1976 году. Там царила средневековая жизнь: грузчик водружал мешок на плечо и шёл к судну. Сейчас такое только в старом кино увидишь. Спустя 10 лет мы опять зашли в этот порт и удивились: пришла цивилизация, построен терминал, уже не бегают ободранные, голые мальчишки, кричащие: «Дай, дай, дай!» Дети были одеты в школьную форму и вели себя очень достойно.
– Какие самые опасные морские маршруты?
– Во многих африканских и южноамериканских странах ограничены прогулки по берегу, потому что местная шпана может напасть и в лучшем случае вывернуть карманы. В Алжире нельзя ничего говорить по-французски, там царит общая ненависть к французам после колонизации. Мы проплывали Бермудский треугольник – никакого феномена там нет. Разве что в своё время мелкое парусное судно могло застрять в большом скоплении водорослей при щелевой погоде.
ПОЗНАЁТСЯ В ШТОРМ
– Приходилось ли вам сталкиваться с пиратами?
– В 70–80-х пираты представляли собой маломобильные группы из азиатских и африканских стран. Заберутся ночью на судно и утащат швартовый конец. Если кто-то из моряков заметит, они от него отобьются. Шустрые ребята были. Тогда для защиты выставлялись дополнительные вахты, оборудовали шланги пожарные – при проникновении их сбивали струёй.
Но и они непросты: между лодками натягивали канат, судно его цепляло носом, они заскакивали на борт, хватали нужное и убегали. Так продолжалось до мощного цунами, которое и Марианские острова затопило, и в Малаккском проливе смыло береговую черту. Вот тогда все эти лодки пропали. На моей практике были мелкие хищения. Хотя на советские суда они боялись подниматься: экипажи большие и всегда дадут отпор, не будут ждать, пока их схватят.
Пираты, которые действуют сейчас, нападают в районе Оманского залива, на подходе к Красному морю. Это уже высокоорганизованный бизнес. Деньги получают не исполнители, которые влезают на судно и держат экипаж в заложниках, а организаторы.
– Расскажите о приметах и обрядах на борту судна.
– Я не суеверный. Говорят, что женщина на борту – к беде. Но на советских судах всегда были женщины, например, работали поварами. Многие советские моряки боялись выходить в море в понедельник, в то время как у зарубежных моряков несчастливый день – пятница, 13-е. Был такой случай: приехал оператор-немец, на следующий день надо было выходить в море. Я в шутку сказал иностранцу: «Завтра пятница, 13-е, выходить будет некомфортно». Он послушал и куда-то ушёл. Оказалось, что пошёл договариваться со всеми, чтобы мы вышли в море 14-го утром.
– Что помогает бороться со стихией? Часто ли попадали в шторм?
– Каждый день моряками делается оценка погоды, движения циклона. Исходя из подсчётов, подбираешь маршрут, по которому можно миновать или обойти шторм с минимальными потерями для движения и скорости. Всё-таки время – это деньги. Если ты уже попал в тяжёлые условия, выбираешь более безопасный курс и скорость, потому что, если судно будет идти полным ходом, повреждения будут большими. Когда большая волна берёт на борт, не думаешь о рисках для жизни, а просто выбираешься из ситуации, смотришь, что именно она сорвала с палубы: в первую очередь крышки трюмов должны остаться целыми, потому что если пойдёт затопление, то это уже критично.
– Как складывается семейная жизнь тех, кто посвятил себя морю?
– Так же, как и у всех людей любых профессий. И всё-таки особенно жена была счастлива, когда я перешёл на берег. Когда я был ещё младшим офицером, занимался перевозкой рыбы с рыболовных судов, переписка велась обычной почтой – транспортные суда доставляли нам письма. К нам почта крайне редко приходила, потому что в порт мы заходили раз в три месяца. А тут подплывает другое судно и бросает за борт 128 писем! 120 из которых были адресованы мне.
– Расскажите о своём графике работы. Как проходит рядовой рабочий день капитана?
– Рабочий день – 24/7. Хорошо, если есть возможность для «адмиральского часа», при котором можно отдохнуть с книжкой. Но если судно вблизи берегов или туман держится уже несколько суток, капитан будет всё время находиться на мостике.
– Каким болезням подвержен плавсостав?
– Сейчас основная болезнь – простуда от кондиционера. На палубе жарко, заскочил в каюту, где холодно, и тебя тут же продуло. Ещё одна беда – малярия. Были случаи, когда моряки мучились от температуры и экипаж не понимал, что с ним такое. О малярии выяснилось уже в порту.
– Что входит в рацион моряков?
– То же, что и в ваш. Но так повелось, что любимое блюдо, вернее, напиток моряков – компот из сухофруктов. Его любили тогда и сейчас.
СНИТСЯ МОРЕ
– Какие навыки, качества и подготовка требуются, чтобы быть капитаном дальнего плавания?
– Обязательно базовое образование – мореходное училище, далее по возможности высшее. Например, я инженер-судоводитель. Важна скорость принятия решений, ведь не всегда есть время. Необходимо уметь общаться с людьми: моряки в море меняются, ведут себя по-разному, особенно когда в семье разлад или проблемы.
Если дома неспокойно, значит, и в море ничего хорошего не будет. Здесь всегда нужно найти общий язык, успокоить человека, чтобы он продуктивно работал. Я никогда не говорил: «Я требую, а вы должны», а искал способы убедить в том, что эту задачу нужно выполнить и это будет полезно для всех. В тяжёлых ситуациях все смотрят на капитана, поэтому он должен быть уверенным. От этого зависит спокойствие экипажа. Впрочем, если человек однажды стал капитаном, он выдержит любую психологическую нагрузку и уйдёт только по состоянию здоровья.
Диана МАСЛОВА
Новости СМИ2
Новости МирТесен
По теме
13 октября 2024, 12:00
Инструктор по выживанию рассказал, какие опасности могут поджидать туристов в крымском лесу и что делать в критических ситуациях
Где лечат заболевания органов зрения и как избежать слепоты: интервью с главным внештатным специалистом-офтальмологом Минздрава РК
10 октября 2024, 16:27
Эксперт рассказал, как в Крыму следят за качеством питьевой воды
10 октября 2024, 10:00
Барельеф за 100 тысяч рублей, «эффект пластилина» и уничтожение собственных работ: будни художника-скульптора
06 октября 2024, 12:00
О роли учителя и воспитании патриотизма в детях: интервью с преподавателем школы МДЦ «Артек» Павлом Панченко
04 октября 2024, 14:40
Новости СМИ2
Где лечат заболевания органов зрения и как избежать слепоты: интервью с главным внештатным специалистом-офтальмологом Минздрава РК
На пляжах Алушты восстановят буны и террасу
В торговых центрах Симферополя открылись прививочные пункты
До конца года в Джанкое появится новый детский сад за 548 миллионов рублей
Лучшим учителем-дефектологом России стала педагог из Ялты
16 октября 2024, 10:55
В селе Богатом Белогорского района откроют автостанцию и организуют бесперебойную подачу воды
16 октября 2024, 10:38
Священник рассказал об истории праздника Покров Пресвятой Богородицы
16 октября 2024, 10:05
В Сакском районе меняют аварийное энергооборудование
16 октября 2024, 0:02
Какой сегодня день: 16 октября
16 октября 2024, 0:01
Погода в Крыму 16 октября: днём до +15, дожди
Закрыть X