Атмосфера недоверия и ядерный шантаж: 80 лет назад началась Потсдамская конференция

Атмосфера недоверия и ядерный шантаж: 80 лет назад началась Потсдамская конференция

Фото: официальный сайт МИД РФ
Крымская газета
Атмосфера недоверия и ядерный шантаж: 80 лет назад началась Потсдамская конференция
Четверг, 17 июля - «Крымская газета».

17 июля 1945 года в расположенном недалеко от Берлина городке Потсдам начала работу заключительная конференция лидеров трёх главных держав – победительниц во Второй мировой войне. Третий по счёту форум делегаций союзников по антигитлеровской коалиции завершил переговорный процесс, начатый в ноябре 1943 года в Тегеране и продолженный в феврале 1945 года в Ялте.

ВОПРЕКИ ПОЖЕЛАНИЯМ ЧЕРЧИЛЛЯ

Согласование даты начала конференции и места её проведения вызвало некоторые разногласия между будущими участниками встречи. Как и перед Ялтинским форумом, Уинстон Черчилль убеждал американского президента не предоставлять Иосифу Сталину «преимущества своего поля» и провести встречу не на территории советской зоны оккупации, а в одном из уцелевших городов западной части Германии.

Новый глава США – Гарри Трумэн, занявший Овальный кабинет Белого дома после смерти Франклина Рузвельта в апреле 1945 года, – против предложения Черчилля ничего не имел, но, когда перешли к конкретике, выяснилось, что ни американцы, ни англичане не жаждут взваливать на себя огромный ворох проблем, связанных с организацией встречи такого масштаба. В итоге, когда Сталин предложил провести конференцию в окрестностях Берлина, что, по его мнению, было политически правильно, от западных коллег возражений не поступило.

Другое пожелание Черчилля был связано с грядущими парламентскими выборами в Великобритании. Позиции консервативной партии к лету 1945 года заметно пошатнулись, а вполне вероятная победа либералов лишала его поста премьер-министра и, как следствие, права возглавлять английскую делегацию на заключительной конференции союзников по антигитлеровской коалиции.

К её созданию Черчилль действительно приложил большие личные усилия, и перспектива оказаться за бортом после достижения этой коалицией победы в тяжелейшей войне его отнюдь не радовала. Исходя из таких соображений, Черчилль просил созвать конференцию в середине июня, чтобы наверняка представлять на ней Англию с первого до последнего дня работы.

Тут, однако, его интересы вошли в противоречие со стремлением Трумена отодвинуть дату начала конференции как можно дальше. Дело в том, что в США уже вовсю шла подготовка к испытаниям атомной бомбы и новоиспечённый американский президент жаждал получить сильный козырь в дипломатической игре со Сталиным. Черчиллю пришлось уступить и вместо желательной для него середины июня согласиться на середину июля.

АНАЛОГ ФРАНЦУЗСКОГО ВЕРСАЛЯ

До 1660 года Потсдам был ничем не примечательным маленьким торговым городком, но после того, как бранденбургский курфюрст Фридрих Вильгельм разместил там свою охотничью резиденцию, всё резко изменилось.

К середине XVIII века Потсдам обрёл в Прусском королевстве такую же роль, как Версаль во Франции. Став постоянной резиденцией королевской семьи и фактически второй столицей государства, город был украшен большим количеством величественных зданий и несколькими дворцово-парковыми ансамблями.

В 1918 году, после свержения Вильгельма II с престола, Потсдам на время утратил своё привилегированное положение. Но в 1933 году именно там состоялся символический акт рукопожатия кайзеровского фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга, являвшегося тогда президентом Германии, с её новым канцлером – Адольфом Гитлером.

Этим демонстративным жестом популярнейший в Германии представитель старой государственной и военной элиты выказал полную поддержку идеям национал-социализма. После рукопожатия последовала речь Гитлера, в шовинистическом экстазе заявившего об «обручении» прежнего величия Пруссии с «молодой силой» германского нацизма…

Таким образом, избрание Потсдама, в котором впервые публично сплелись воедино государственная и нацистская составляющие гитлеровского рейха, местом проведения конференции, зафиксировавшей его крах, оказалось не лишённым символизма. Но главным критерием при выборе стало не это, а банальный прагматизм. Центр города с его дворцами, парками и виллами почти не пострадал от артиллерийских обстрелов, бомбёжек и изобиловал зданиями, в которых можно было с комфортом разместить делегации и провести переговоры.

НАЧАЛО ЯДЕРНОГО ШАНТАЖА

Пока шла война с нацистской Германией, принципиальные противоречия между социалистическим Советским Союзом и крупнейшими на планете капиталистическими державами – США и Англией – отошли даже не на второй, а на какой-то самый дальний план. Но после разгрома Третьего рейха у союзников по антигитлеровской коалиции остался только один общий интерес – окончательный разгром милитаристской Японии.

Именно этот фактор способствовал поддержанию пока ещё союзнических отношений. А вот по остальным обсуждаемым вопросам на начавшейся 17 июля конференции разногласия проявились значительно сильнее, чем это имело место в Ялте и тем более в Тегеране. На вид обстановка оставалась дружественной, но за завесой внешней теплоты уже сквозило холодком борьбы за сферы влияния в Европе и доминирование в послевоенном мире.

Апогей подковёрной интриги пришёлся на 24 июля, когда после окончания очередного пленарного заседания Трумэн сообщил Сталину о появлении в распоряжении США оружия невиданной прежде разрушительной силы. Он не назвал это оружие атомной или ядерной бомбой, и спокойная реакция Сталина даже вызвала у Трумэна и Черчилля сомнения в том, что советский лидер понял, о чём именно шла речь. Но на самом деле Сталин прекрасно осознал, что в тот день он впервые, пока ещё иносказательно и осторожно, подвергся атомному шантажу…

ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОТСДАМА

Несмотря на новые реалии, делегации пришли к компромиссу почти по всем спорным вопросам. В случаях, когда проблема требовала более детальной проработки, её переадресовывали учреждённому на конференции для таких целей органу – Совету министров иностранных дел, в который вошли главы дипломатических ведомств СССР, США, Великобритании, Франции и Китая.

Главнейшими же решёнными в Потсдаме вопросами стали денацификация, демилитаризация и демократизация Германии, создание для временного управления ею Контрольного совета во главе с четырьмя командующими оккупационными войсками, формирование и публичное оглашение списка главных нацистских военных преступников, определение размера и порядка выплаты репараций, раздел военно-морского и торгового флотов Германии и передача нашей стране города Кёнигсберга с прилегающей к нему областью.

Были согласованы границы европейских стран и решены некоторые другие вопросы послевоенного мироустройства. Что же касается военных аспектов, то Советский Союз подтвердил принятое им в Ялте обязательство вступить в войну с Японией не позже 9 августа 1945 года.

2 августа Потсдамская конференция завершила свою работу. Несмотря на первые признаки наметившегося в стане союзников по антигитлеровской коалиции раскола, она продемонстрировала, что конструктивный диалог между геополитическими соперниками не только возможен, но и крайне необходим. Сегодня, через 80 лет после Потсдама, остаётся лишь пожелать, чтобы об этом вспомнили на Западе…

Сергей КОЛДИН




По теме

Читаемое