
Девятого августа 1945 года Красная армия начала Маньчжурскую стратегическую наступательную операцию. Всего за 10 дней самое крупное оперативное объединение милитаристской Японии – Квантунская армия – было наголову разгромлено и фактически прекратило своё существование.
В результате стремительного советского наступления северо-восточная часть Китая освободилась от длившейся больше 13 лет японской оккупации. К концу августа от вражеского присутствия были избавлены также Курильские острова и южная часть Сахалина, отторгнутая Японией у России в 1905 году.
Исполняя союзнический долг
При всей неоднозначности Иосифа Сталина как исторической фигуры было бы нелепо отрицать его стремление вернуть стране территории, которыми большевики легко пожертвовали ради победы в России социалистической революции. Но не этот фактор был главным при принятии им решения об объявлении войны Японии в августе 1945 года.
Также не стоит полагать, что им двигало чувство мести за постоянную угрозу нашим дальневосточным рубежам со стороны японских войск летом-осенью 1941 года. В конце концов, японцы, получившие урок у Халхин-Гола, так и не решились начать претворение в жизнь своего плана по отторжению у СССР всей территории Дальнего Востока и Сибири вплоть до Урала. Так что мстить им было особо не за что. Да и в общем в своих действиях серьёзные политики очень редко руководствуются чувством мести, а Сталин, несомненно, был политиком выдающимся.
Главнейшей причиной вступления Советского Союза в войну с Японией стали договорённости с союзниками по антигитлеровской коалиции. Ещё в ходе Тегеранской конференции (1943 г.) Сталин, Рузвельт и Черчилль пришли к соглашению, что США и Британия летом 1944 года откроют второй фронт против Германии, а Советский Союз в свою очередь поможет им и Китаю по окончании военных действий в Европе разгромить японцев.
На Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) лидеры трёх великих держав перешли к конкретике. Сталин принял на себя обязательство начать войну с Японией через 2–3 месяца после окончательной победы над гитлеровским рейхом. За это наша страна получала право вернуть себе Южный Сахалин, аннексированный японцами в 1905 году, и занять все Курильские острова. Кроме того, восстанавливались права на аренду Порт-Артура и Китайско-Восточной железной дороги, а наш верный союзник Монголия получала общепризнанный статус независимого государства.
От добрососедства к войне
Полноценные дипломатические отношения между Россией и Японией были установлены в 1855 году при подписании Симодского трактата. В 1858 году его положения были подтверждены и значительно дополнены договором о дружбе и торговле, подписанным в столице Японии Эдо. На основании этого документа подданные обоих государств получали право пользоваться на территории другой стороны «режимом наибольшего благоприятствования».
В конце 1867 года была принята дополнительная конвенция, отменившая практически все ограничения в русско-японской торговле. Тогда же стороны определились с принадлежностью Сахалина. Остров стал российским. За это наша страна уступила Японии Северные Курилы, принадлежавшие России на основании предыдущих договорённостей. В целом отношения между двумя империями оставались очень хорошими почти до конца XIX века.
Ситуация кардинально изменилась после Японо-китайской войны 1894-1895 годов. Россия препятствовала широкой экспансии японцев на материк ввиду того, что Николай II сам имел виды на Маньчжурию и Корею. Возникший конфликт интересов привёл в 1904 году к прямому военному столкновению.
Японский цинизм
Благодаря технической помощи Англии и щедрым кредитам американских финансовых магнатов во главе с Якобом Шиффом Япония подготовилась к войне быстрее России. Чем и поспешила воспользоваться…
Девятого февраля (по новому стилю) 1904 года японский флот без объявления войны внезапно атаковал русские военные корабли в Порт-Артуре и Чемульпо, что позволило японцам захватить господство на море, которое они удерживали до конца войны. Благодаря этому обстоятельству сухопутные войска Японии получили возможность развить наступление в Маньчжурии, овладеть Порт-Артуром и одержать победу в генеральном сражении под Мукденом.
Тем не менее к лету 1905 года японская армия утратила наступательный потенциал, а русские войска обрели нового командующего и достигли почти двукратного численного перевеса над врагом. Продолжение войны привело бы к неизбежному поражению Японии на суше, поэтому именно она стала настойчиво инициировать мирные переговоры, начавшиеся в американском городе Портсмуте.
Условия мира были для России вполне приемлемыми. Японцы, опасавшиеся срыва переговоров, соглашались почти на всё, но настояли на удержании за собой южной половины Сахалина, полностью оккупированного ими в конце войны. Среди предварительных условий такого пункта не значилось, однако, когда один из российских представителей в ходе дебатов указал на это, глава японской делегации Ютаро Комура цинично ответил: «Война перечёркивает все договоры. Вы потерпели поражение – и давайте исходить из сложившейся обстановки».
Молниеносный разгром
В 17:00 8 августа 1945 года народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов принял в Москве японского посла Наотакэ Сато. От имени советского правительства послу было официально заявлено, что с ночи на 9 августа СССР будет считать себя в состоянии войны с Японией.
Наступление началось силами трёх фронтов: 1-го и 2-го Дальневосточных и Забайкальского. Общее командование ими осуществлял Маршал Александр Василевский, один из лучших полководцев Великой Отечественной войны. В большом численном перевесе над японцами нужды не было. Сокрушившие германский вермахт советские солдаты имели колоссальный боевой опыт. Каждый из них стоил если не взвода, то целого отделения необстрелянных бойцов! К тому же в танках, самолётах и артиллерии перевес был обеспечен подавляющий. Всё это позволило развить высочайший темп наступления.
Только лишь у города Муданьдцзяна ожесточённо сражавшемуся противнику удалось задержать наши войска на пять суток. На остальных направлениях японцам не помогали ни укрепления, ни упорство в обороне, ни участие в боях смертников, одни из которых были прикованы к пулемётам цепями, другие, ещё более фанатичные, бросались под танки с зарядом взрывчатки на теле. Уже к 19 августа Квантунская армия перестала существовать как организованная боевая сила. Началась массовая сдача японцев в плен…
Каков привет, таков и ответ
Второго сентября 1945 года Япония подписала безоговорочную капитуляцию, признав тем самым все итоги войны. Но затем японцы стали выдвигать претензии на часть Курильских островов, аргументируя это тем, что их переход нашей стране противоречит… Симодскому трактату 1855 года!
Как России отвечать на столь абсурдные доводы? Наверное, лучше всего – словами Ютаро Комуры, сказанными им в 1905 году: «Война перечёркивает все договоры. Вы потерпели поражение – и давайте исходить из сложившейся обстановки».
Сергей КОЛДИН.
Подписывайтесь на наш канал в Дзен