Бросался на противника сверху, как орёл на добычу: подвиги великого лётчика Амет-Хана Султана

Бросался на противника сверху, как орёл на добычу: подвиги великого лётчика Амет-Хана Султана

Фот: Кирилл БЕЛОЗЁРОВ
Крымская газета
Бросался на противника сверху, как орёл на добычу: подвиги великого лётчика Амет-Хана Султана
Воскресенье, 19 октября - «Крымская газета».

25 октября исполняется 105 лет со дня рождения Амет-Хана Султана. Страна дала возможность обыкновенному мальчишке проявить характер и стать великим лётчиком: защитником Родины во время Великой Отечественной войны и испытателем самолётов в мирное время. Всю свою недолгую жизнь Амет-Хан доказывал себе и окружающим, что можно и нужно идти наперекор стихии.

Уроженец Алупки 

Его отец Султан Амет-Хан – выходец из дагестанского аула Цовкра, лакец по национальности. В поисках работы Султан в 1915 году очутился в Крыму. В Алупке познакомился с девушкой Насибе, крымской татаркой. Они поженились. В семье появились два мальчика и девочка. 

Старший сын получил имя Амет. Однако при заполнении документов допустили путаницу, в результате которой имя отца – Султан – стало именем героя. Фамилия осталась отцовская – Амет-Хан. Родственники и друзья называли его по-старому – Амет. А он часто шутил над созвучностью своего имени: «Я сам и хан, и султан!»

«Чей ты герой?» 

Поэт Расул Гамзатов в книге «Мой Дагестан» пишет: «Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Султан Амет-Хан. Отец у него дагестанец, а мать – татарка. Дагестанцы считают его своим героем, а татары – своим.

– Чей же ты? – спросил я его однажды. 

– Я герой не татарский и не лакский, – ответил Амет-Хан. – Я Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»

Железная дорога привела в небо 

В 1935 году Султан окончил семилетнюю школу и поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище в Симферополе. Потом работал слесарем железнодорожного депо в Симферополе. Одновременно успешно занимался в Симферопольском аэроклубе, освоил планёр, самолёт По-2.

Любовь к высоте была у Амет-Хана врождённой. В ауле Цовкра, где родился его отец, люди говорили: «У нас дети раньше учатся ходить по канату, чем по земле». Многие выходцы из Цовкры стали известными цирковыми артистами. Юный Султан тоже попробовал силы в искусстве канатоходца. «Канат слишком близко к земле натянут, – отшутился он. – На самолёте можно гораздо выше подняться!»

«В воздухе смел и настойчив»

Увлечение небом решило дальнейшую судьбу юноши. В 1939 году его призвали в армию и направили в Качинскую военную авиационную школу под Севастополем. Курс обучения был ускоренным – один год: страна жила тревожным предчувствием войны. Амет-Хан сдал выпускные экзамены, получил звание младшего лейтенанта и характеристику: «Летает отлично и с большим желанием, усваивает лётную практику быстро и прочно».

Первые победы. Первые награды

Уже в ноябре 1941 года боевую работу истребителя Родина отметила первой наградой – орденом Красной Звезды. Через некоторое время этот орден буквально спас жизнь Амет-Хану. В 1942 году в небе над Ярославлем Султан одержал первую победу, протаранив вражеский бомбардировщик, но был вынужден покинуть свой горящий самолёт на парашюте. Жители деревни, на окраине которой он приземлился, приняли смуглого черноглазого парня за врага и уже наставили вилы… И только русская речь и орден Красной Звезды стали доказательством того, что лётчик свой, советский! 

За уничтожение «юнкерса» комитет обороны Ярославля вручил Султану массивные серебряные часы с памятной надписью.

Орёл убивает дракона 

Боевые приёмы Амет-Хана отличались особенным стилем: он бросался на противника сверху, как орёл на добычу. Отмечая успешную тактику, командующий воздушной армией предложил Султану нарисовать на фюзеляже самолёта орла.

– Видел, каких чудищ малюют фашисты? – заметил генерал. – Вот и пусть они видят, как наши орлы сбивают их драконов!

На следующий день на самолёте Амет-Хана и на машинах лётчиков его эскадрильи появились силуэты орлов в стремительном полёте. Следует добавить, что позывной Амет-Хана был Орёл, а отличительным природным качеством – орлиное зрение. Он первым замечал врага, даже в облаках, даже в сумерках и ночью, что помогало ему за секунды занять выгодную позицию для атаки.

Освобождал Крым. Стал свидетелем депортации 

Весной 1944 года полк, где служил Султан Амет-Хан, принимал участие в Крымской наступательной операции. В небе над Севастополем он сбил 27-й по счёту фашистский самолёт. Возвращаясь на аэродром, Султан изменил маршрут и направил самолёт в сторону Алупки.

– Не удержался, – виновато сознался он потом командиру. – Хотелось убедиться хотя бы в том, что дом родителей цел. Может, сумею их навестить… 

12 мая бои в Крыму завершились. Полк отправили на недельный отдых в Евпаторию, а Амет-Хан получил возможность навестить родителей. Здесь Султан 
узнал, что его младший брат Имран обвинён в сотрудничестве с фашистами.

А 18 мая он стал свидетелем депортации крымско-татарского народа. Герой Советского Союза смог добиться, чтобы его родителей отправили в Краснодарский край.

Последний бой в Берлине

Последнюю победу истребитель-ас одержал 25 апреля 1945 года над Берлином. Лётчика сбитого «мессера» взяли в плен. Он оказался важной птицей: грудь полковника украшал рыцарский крест с дубовыми листьями – высшая награда фашистской Германии.

Заслуги перед Отчизной гвардии майора Амет-Хана Султана дважды – в 1943 и 1945 годах – были отмечены званием Героя Советского Союза.

«Где моё место в мирной жизни?»

Переход из войны в мирную жизнь оказался очень непростым. Навалились проблемы, которые Амет-Хан не привык решать. Возникли вопросы с жильём. Тревожила судьба младшего брата, который находился под следствием. Не заладилась учёба в Военно-воздушной академии. Программа занятий предполагала, что слушатели имеют базовую подготовку в объёме десятилетки.

– А какие у меня знания? – с горечью вспоминал Амет-Хан. – Довоенная семилетка да ФЗУ. Да ещё
война напрочь вытеснила из головы всё, кроме того, что требовалось для победы в воздушном бою...

В 1946 году он подаёт рапорт начальнику академии: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы». Майор Амет-Хан был уволен в запас и оказался в подвешенном состоянии: без работы и, соответственно, без денег… И только поддержка боевых товарищей дала находящемуся в смятении герою новую жизнь. Он стал лётчиком-испытателем.

Верхом… на пушечном ядре! 

Много времени и сил Амет-Хан посвятил новому типу оружия – крылатой ракете. Снаряд беспилотный, но испытывали его люди: конструкторам было необходимо получить максимум информации о лётных возможностях изделия. Для этого в нём вместо боевой части оборудовали кабину испытателя. В 1951–1953 годах на полигоне под Керчью провели полные испытания «Кометы». Систему приняли на вооружение. Главный конструктор ходатайствовал о награждении Амет-Хана третьей медалью «Золотая Звезда». Однако дело ограничилось орденом Красного Знамени и Сталинской премией.

Принимал участие в космических программах

Кто-то из друзей спросил Султана о его мечте.

– Очень хочу полетать вокруг шарика... Не пускают! – засмеялся Амет-Хан.

В конце 1950-х годов страна вступала в космическую эру, лётчик-испытатель принимал самое активное участие в отработке различных этапов полёта в космос и возвращения на Землю. В процессе испытаний системы катапультирования пилота случилась нештатная ситуация. Случайно сработавший пороховой патрон катапульты пробил топливный бак. Возникла угроза взрыва, и руководитель полётов дал команду экипажу покинуть самолёт. Однако оказалось, что напарник Амет-Хана зажат катапультным креслом. Амет-Хан почти вслепую безукоризненно посадил повреждённый самолёт, сумев спасти и товарища, и машину.

В степях Керченского полуострова экипаж самолёта, которым управлял Амет-Хан, полностью отработал вопросы мягкой посадки спускаемых аппаратов космического корабля. В память об этом событии в Феодосии на Аллее Героев установлен бюст лётчика.

Гала АМАРАНДО

Равный среди лучших 

И в военное, и в мирное время Амет-Хан Султан делом доказал, что достоин быть равным среди лучших.

За годы Великой Отечественной войны звания дважды Героя Советского Союза удостоился всего 71 лётчик. В 1943 и 1945 годах высшая степень воинского отличия была присвоена Амет-Хану.

В 1961 году на воздушном параде состоялся первый открытый показ новейших отечественных реактивных самолётов. Среди тех, кто управлял серебристыми молниями, был и Амет-Хан. Вскоре он получил почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Тогда их было всего 38!

«Орлы умирают в небе»

25 октября 1970 года Амет-Хану исполнилось 50 лет. В Лётно-исследовательском институте собрался цвет советской авиации. Юбиляр, поблагодарив всех за добрые слова, заключил:

– Из ваших речей понял, каким я должен быть и каким пока не стал...

Закончилась официальная часть вечера. С Амет-Ханом остались самые близкие друзья. Один из них обратился к боевому другу:

– Амет, в 25 лет ты стал дважды Героем Советского Союза. После войны ещё 25 летаешь испытателем. Не пора ли тебе вернуться на землю, передавать молодым боевой и испытательский опыт?..

Амет-Хан задумался и произнёс:

– Ещё в детстве от отца я слышал притчу. Когда старый орёл чувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому, говорил отец, орлы умирают в небе. На землю они падают уже мёртвые...

Эта притча стала своеобразным предсказанием: спустя три месяца Амет-Хан Султан погиб в испытательном полёте.

Кирилл БЕЛОЗЁРОВ.



По теме

Читаемое