Война моторов: Крымские крылья российской авиации в Первой мировой войне

Война моторов: Крымские крылья российской авиации в Первой мировой войне

Фото: на фоне «Ньюпора» стоят прилетевший из Крыма штабс-капитан Д. Г. Андреади, тогда один из лучших лётчиков России, и А. А. Анатра/ 1912 г.
Крымская газета
Война моторов: Крымские крылья российской авиации в Первой мировой войне
Пятница, 04 августа - «Крымская газета».

Первая мировая война, начавшаяся 1 августа 1914 года, – один из самых широкомасштабных и страшных вооружённых конфликтов в истории человечества.

Также она стала первой в истории человечества «войной моторов», в ходе которой в невиданных ранее масштабах применялись передовые технические достижения. Применение авиации в военных целях стимулировало бурный прогресс авиационной промышленности, охвативший воюющие страны. Не осталась в стороне от этой тенденции и Российская империя. Свой вклад внёс и Крым.

Завод Адаменко – в числе первых

В ходе войны в Российской империи сформировались три главных района авиационного производства, некоторые предприятия находились в Крыму. Прежде всего, это небольшой завод Адаменко, симферопольский филиал фирмы «Анатра», а также завод авиационных двигателей.

Завод Адаменко располагался в небольшом городке Карасубазаре (сейчас – Белогорск). История его создания, в общем-то, типична для того времени. Василий Фёдорович Адаменко, дворянин Таврической губернии, побывал во Франции. Там освоил ремесло пилота и купил самолёт «Вуазен». Вернувшись на родину, в своём имении построил аэроплан типа «Фарман». С началом Первой мировой войны его мастерская, гордо именовавшаяся Аэропланным механическим заводом В. Ф. Адаменко, производила запчасти для самолётов, выполняя заказы Севастопольской военной школы авиации.

Военное руководство, заинтересованное в расширении производственной базы авиапромышленности, поддержало предложение Адаменко строить самолёты «Фарман-IV», которые широко применялись в российских авиа-школах. Вполне вероятно, что запчасти к этим самолётам и производил завод, что позволило заявить о наличии нужных материалов для постройки «Фарманов».

Кроме этого заказа, завод выполнял на момент обследования контракт на поставку лодок и поплавков гидросамолётов для гидроавиации Чёрного моря, а также заказы на поставку запчастей для авиаотряда Евпаторийской школы лётчиков-наблюдателей.

Дальнейшая судьба производства характерна для многих мелких предприятий бывшей Российской империи: первый крымский аэропланный завод после 1917 года ушёл в небытие…

27-1.jpg

Контракт за контрактом

Ведущим предприятием авиапромышленности в южном районе Крыма была одесская фирма «Анатра», основанная накануне Первой мировой войны банкиром и лётчиком-спортсменом Артуром Антоновичем Анатрой, итальянцем по происхождению. Поначалу основу её производственной программы составляли аэропланы французского типа: бипланы «Вуазен» и «Фарман» различных модификаций, монопланы «Моран-G» и «Ньюпор-IV».

Но к 1916 году стала очевидной необходимость расширения производственных мощностей. С этой целью решили создать отделение фирмы «Анатра» в Симферополе. 7 марта был подписан контракт, в соответствии с которым Артур Анатра обязывался в течение шести месяцев возвести в Симферополе завод со среднемесячной производительностью 20 самолётов.

К концу сентября строительство предприятия в основном завершилось, встал вопрос о типе самолёта для производства на новом заводе. Поначалу предполагалось выдать заказ на 150 самолётов «Анасаль» со сроком поставки в январе-июне 1917 года, что и было подтверждено решением военного министерства. Вскоре машины были заменены современной моделью «Ньюпор-XVII», заключён контракт на поставку. В соответствии с ним симферопольский завод «Анатра» должен был предоставить военной приёмке 100 самолётов.

Внедрение «Ньюпоров» в производство отставало от сроков, причём установить виновных в этом сложно. Например, из-за невозможности достать дюралюминиевые трубы в конструкции шасси их пришлось заменить стальными.

Формально контракт был выполнен, хотя реально ни один самолёт не поднялся в воздух. Лишь в период Гражданской вой-ны в 1919 году часть остававшихся в Симферополе самолётов «Ньюпор-XVII» всё-таки была оборудована, они появляются в Добровольческой армии. Для полноты картины отметим, что ещё 17 июля 1917 года с «Анатрой» подписали контракт на производство второй партии из двухсот «Ньюпоров», на этом же предприятии предполагалось построить 50 двухмоторных самолётов «Анадва». Вполне вероятно, что к работам по этим контрактам на симферопольском заводе так и не приступили.

В то время на предприятии насчитывалось около 370 рабочих, в том числе 70 мастеров, переведённых из Петрограда. Не хватало даже ручного инструмента, уровень технической подготовки был недостаточным, а состояние подъездных путей – плохим. Вопиющим признан факт привлечения в военное время квалифицированных столяров-авиастроителей к изготовлению… мебели!

27-2.jpg

«Моторный голод» или импортозамещение

Острый «моторный голод», парализовавший авиационную промышленность России, вынуждал искать пути увеличения объёма собственного производства авиадвигателей для снижения зависимости от импорта.

Поэтому наряду с авиационным заводом фирма «Анатра» построила в Симферополе и
авиамоторный. В 1916 году подписан контракт, предусматривающий выпуск к 1 апреля 1917 года трёхсот моторов в год. Для производства выбрали один из наиболее совершенных моторов жидкостного охлаждения – восьмицилиндровый «Испано-Сюиза» мощностью 200 л. с. Указанный контракт предусматривал также поставку двухсот двигателей в мае-декабре 1917 года с постепенным нарастанием месячного выпуска.

19 октября 1916 года принято решение об откомандировании во Францию за счёт фирмы 50 человек «нижних чинов» для обучения и последующего использования на моторостроительном заводе. В дальнейших планах крымской «Анатры» было строительство на одной площадке с авиамоторным производством ещё и автомобильного завода. Но реальность внесла существенные коррективы в эти планы.

Всю вторую половину 1917-го и первые месяцы 1918 года между администрацией фирмы «Анатра» и правительством велась бесконечная переписка по поводу предоставления всё новых и новых и отсрочек. Но это уже не имело ровно никакого значения: авиамоторный завод в Симферополе умер, так и не родившись…

26-1.jpg

Почти одновременно с симферопольским заводом авиационное предприятие появилось в Евпатории. Там московский авиазавод «Дукс» построил базу для сборки гидросамолётов.

Однако Первая мировая война и революция также лишили авиационную промышленность в Крыму перспективы. Всего несколько лет продлилась здесь деятельность первых российских авиационных заводов.

Сергей ЧЕННЫК



По теме