Поразмышлять с самим собой: почему поэт Андрей Вознесенский всегда стремился в Крым

Поразмышлять с самим собой: почему поэт Андрей Вознесенский всегда стремился в Крым

Фото: ТАСС
Крымская газета
Поразмышлять с самим собой: почему поэт Андрей Вознесенский всегда стремился в Крым
Воскресенье, 02 июля - «Крымская газета».

Поэт Андрей Вознесенский всегда стремился в Крым. «Поэтарху» исполнилось бы 90...

«Я высшей музыкою стану»

Первое крымское чувство подарила Керчь. 27-летний поэт находился на старте своей славы. Только что вышли из печати его первые сборники, где он уверенно заявил себя как новатор, мастерски владеющий яркостью красок речи и особой звонкостью стиха.

Талант молодого Вознесенского неожиданно раскрывается в стихотворении, написанном под впечатлением посещения Аджимушкайской каменоломни, где с ноября 1941 года дислоцировался партизанский отряд: несколько десятков человек оттягивали на себя силы врага и смогли ударить ему в тыл, когда в конце декабря Керчь взял штурмом десант Красной армии.

«Баллада 41-го года» создана в 1960 году. Ещё не создан знаменитый музей героической обороны Аджимушкая, ещё живы те немногие, кому удалось уцелеть в огненной круговерти. Кто-то из них повёл романтически настроенного юношу в тоннели и штреки, где поведал бесхитростную историю, ставшую притчей. Сугубо бытовую, казалось бы, несущественную подробность, как бойкие ребята притащили под скалу рояль, судьба которому была стать дровами, будущий трибун превратил в яркий символ истинного предназначения поэта.

Когда приходит «Оза»-рение

В самом начале 60-х в жизнь Вознесенского вошла – нет, влетела вихрем! – Богуславская. «Судьбаба» – так коротко и ёмко назвал поэт свою музу. Роман с Андреем не обещал длиться долго. Зоя занимала высокую ступень на социальной лестнице. Писательница, жена уважаемого человека, доктора технических наук, лауреата Сталинской премии – и на тебе! Ей в руки падает юнец, скандальный автор, публично охаянный самим Хрущёвым!

У неё крепкий дом, любящий муж. А у него ничего, кроме двух книжечек стихов и пылкой страсти. Половодье чувств Вознесенский выплёскивает в поэме «Оза», это слово напоминает имя подарившей «такое бешеное счастье».

26-2.jpg

Принимать окончательное решение уехали подальше от внешне раздражающих факторов – в Ялту. В промёрзшей квартирке на улице Чехова окончательно прояснили отношения. И под диктовку Андрея Зоя написала на подвернувшемся листе свою судьбу: «В районный ЗАГС. В связи с тем, что у меня образовалась другая семья, прошу нас развести». С тем укатили в Москву, вскоре оформили брак официально. И душа в душу прожили 46 лет! Земной ангел-хранитель, Зоя Борисовна приняла последние слова супруга, выдохнувшего: «Мы оба падаем, обняв мой крест».

Миндаль в голове

Тем временем «Оза» обрастала новыми деталями, подробностями, поворотами сюжета. Чтобы разобраться с угрожающим смыслу нагромождением слов, Вознесенский снова удрал в Ялту – встречать весну и настигать вдохновение. Поселился в интуристовском отеле «Ореанда». Решил проветриться, прогуляться по городу – и в ближайшем проулке замер, поражённый бело-розовой кипенью миндаля.

Между тем деятельная Зоя договорилась о его творческом вечере в престижном Большом зале Московской консерватории. Билеты были раскуплены вмиг, лучшие места предоставлены музыкальной элите, а встревоженные администраторы стали названивать домашнему импресарио с настоятельной просьбой отправить «возмутителя спокойствия» на репетицию. Поначалу Андрей отнекивался: «Да-да, я всё помню, скоро буду». А за два дня до выступления Богуславская получила телеграмму: «Милая, извини, но прилететь не смогу: цветёт миндаль!» Витавшего в облаках возлюбленного Зоя решительно вернула на грешную землю: «Не прилетишь? Что ж, счастливо оставаться в Ялте. Только имя моё забудь».

Вечер состоялся с переаншлагом, успех просто оглушительный. А любоваться цветущим миндалём супруги приезжали в Крым ещё не раз. Но каждый раз поэт по-дружески пенял музе: «Вот тогда, когда ты заставила меня вернуться, я так и не дописал «Озу».

Мой постоянный круг

В посёлке Научном, академгородке, затерянном в горах Бахчисарайского района, Вознесенского считали за своего. Он справедливо полагал: его аудитория именно здесь, в кругу научно-технической интеллигенции, «физиков и лириков». «Связь с планетами я ощущал всегда, – пишет зодчий «Антимиров». – То, что называют банальным словом «вдохновение», – это просто сигналы оттуда». Сигналы зачастую были до обидного просты, но многозначны: «Мы живём между звёздами и пастухами под стеной телескопа, в лачуге, в саду. Нам в стекло постучали: «Погасите окно – нам не видно звезду».

В стихотворении «Есть русская интеллигенция…» упоминается «небесный интеллигент» Николай Козырев: «Явился он в мир стереть второй закон термодинамики и с ним тепловую смерть». Познакомились они в Крымской астрофизической обсерватории. Здесь Козырев, освободившись из сталинских лагерей, где сидел «за политику», проработал несколько лет. И потом, перебравшись в родную Пулковскую обсерваторию под Ленинградом, приезжал в полюбившийся Крым каждое лето потрудиться над «лунотрясением», а главное – прочитать здешнему бомонду цикл лекций «о своей возмутившей академический мир теории тяжести времён». Сделанные учёным выводы подстёгивали воображение поэта, также мыслящего категориями философскими, космическими, вневременными.

26-1.jpg

Прорабы духа

Столь меткое определение скульптор метафоры даёт по-движникам, общественникам культуры. Людей столь «редкого призвания» Вознесенский находил и в Крыму.

Мощный «поршень духовного процесса» – Александр Марков, герой стихотворения «Ялтинская криминалистическая лаборатория». «Шишка сыска» держит на рабочем столе фотографии кумиров: «Марина, Маяковский, Пастернак». Профессионал высочайшего класса, он не побоялся променять прямую милицейскую карьеру на неровный путь стихотворца.

Похожая на легенду, но совершенно реальная история стала основой поэмы «Доктор Осень». Манфред Эсси-Эзинг работал в одном из ялтинских санаториев. В 1942 году попал в плен. Начальник концлагеря определил его работать в санчасть. Талантливый учёный вошёл в антифашистский подпольный центр. Доктор Осень (таков был один из его псевдонимов) сумел наладить изготовление препарата, вызывавшего на несколько часов паралич: живой человек приобретал облик трупа. Эти инъекции делал военнопленным, которым угрожало уничтожение в первую очередь. Успокаивал подопечного: «Когда умрёшь – не бойся. Обязательно воскреснешь». «Умерших» свозили в лес, а спустя немного времени «воскресшие» пополняли ряды партизан. Судьба врача, спасшего от смерти столь экзотическим образом сотни людей, до глубины души поразила поэта.

Мародёры памяти

8 апреля 1986 года генсек Горбачёв впервые принародно произнёс слово «перестройка». За день до этого Андрей Вознесенский и ещё несколько человек ехали из Симферополя в сторону Феодосии. Остановились на 10-м километре возле ободранного обелиска, пошли по полю. Водитель, пожилой дядька, стараясь сдерживать эмоции, рассказывал: «Мы, пацаны, бегали смотреть, как расстреливали. У рва стоял столик, там отбирали паспорта. Надо рвом и били из пулемётов. Кричали они страшно. Вся степь была усеяна паспортами. Многих закапывали полуживыми. Земля дышала. Потом нашли в степи коробочку из-под гуталина, а в ней – золотая цепочка и две монеты старинные, сбережения семьи. Фашисты не успели отобрать, торопились. Пару лет назад слышал, что какие-то уроды вскрыли ров, золото искали. Кого-то, говорят, поймали, даже судили».

27-2.jpg

Увиденное далее обернулось подлинным кошмаром. Череп. Ещё один, маленький. Следующий, принадлежащий взрослому, – раскрошенный. Голос свидетеля слышался гласом с неба: «Опять роют, сволочи. Коронки золотые пассатижами выламывают».

Потрясённый поэт потерял сон, но вскоре миллионным тиражом вышла поэма «Ров». Я хорошо помню, какой шок произвело «средство обнародования жуткой правды». За журналом, где она была напечатана, выстраивалась очередь. А в память врезалась фраза: «Череп. Ночь. И цветущий миндаль».

Иван Коваленко, краевед



По теме