Она приурочена к 85-летию создания культурного учреждения.
Судьба довоенной коллекции Симферопольского художественного музея печальна: за малым исключением она сгорела в Керченском порту во время Великой Отечественной войны. Спасли лишь 50 произведений, которые находились на временной выставке в Феодосии. Вместе с собранием Феодосийской картинной галереи их доставили в Ереван. Там они находились три года, до освобождения полуострова от фашистов.
В декабре 1941 года директор Симферопольской картинной галереи Ян Бирзгал, находясь в эвакуации, составил список, состоящий из 50 уцелевших предметов. В последующие годы, поскольку между музеями происходило постоянное движение фондов, семь произведений живописи и графики передали в другие организации, но остальные до сих пор бережно хранятся в собрании крымского музея.
– Чувство утраты, которую мы понесли в 1941 году, наверное, будет постоянным. И счастливое стечение обстоятельств сохранило для нас 50 произведений по списку. Сейчас в нашей коллекции 43 работы, уцелевших именно благодаря эвакуации из Феодосийской картинной галереи. С одной стороны, мы реконструировали эту выставку, которая более 80 лет назад съездила в Феодосию на экспозицию. С другой – мы видим, какое разнообразное уже собрание к тому времени было, в нём были большие мастера, – отмечает заместитель директора Симферопольского художественного музея Светлана Глазунова.
И вот выставка живописи и графики, которая восемьдесят лет назад была представлена феодосийцам, вновь предстала перед крымчанами. Она необычна, потому что в таком составе очень непросто найти гармоничные сочетания, ведь работы разные по характеру: пейзажи, портреты, картины на историческую тему. Тем не менее каждое произведение по-своему интересно и представляет в ореоле трагических событий особую ценность.
Чуточку приблизиться к осознанию, каким было довоенное собрание музея, помогают не только инвентарные книги, но и фотоматериалы. В их поисках помогли и сотрудники Центрального музея Тавриды, которые предоставили хранящийся материал 20-30-х годов прошлого века, где запечатлена экспозиция. Тогда она была насыщена предметами мебели, посуды, демонстрируя во всей пышности дворянский быт. И благодаря этим материалам был идентифицирован на одной из фотографий «Портрет графини Софьи Киселёвой» Иосифа Олешкевича. Вместе с этой картиной удалось вернуть в коллекцию ещё одно произведение – «Портрет Ольги Нарышкиной» Анри-Франсуа Ризенера, которое также позволили определить эти ценные архивные материалы. В собрание Симферопольского художественного музея эти две картины могли попасть из мисхорского владения Нарышкиных.
Выделяется работа Владимира Эйферта, предположительно 20-х годов. Это натюрморт – для художников того революционного времени не очень популярный жанр. Поэтому «Натюрморт. Чайный прибор» является определённой редкостью и представляет интерес для исследователей.
Привлекает внимание и ряд экзотических произведений, например, «Бухарская невеста» Петра Котова. Средняя Азия манила советского художника своим колоритом, яркостью и необычностью. В 20-е годы прошлого века, конечно, для живописцев стояла задача показать, как традиционное восточное общество меняет уклад на новый советский. Но авторы не отказывали себе в удовольствии погрузиться в этот особый мир, любоваться костюмами, изысканной утварью. Этим и примечательна еврейская невеста из Бухары, которую с трепетом пишет художник.
Спасены были и картины яркого представителя крымско-татарского изобразительного искусства Тохтара Афузова – «Закат солнца», «Морской пейзаж». В 20-30-е годы на полуострове происходит подъём именно национальной культуры. Лиричные крымские пейзажи и натюрморты Тохтара Афузова, безусловно, имеют особую ценность, так как написаны рукой выпускника Московской художественной школы. Но наследие художника невелико – в 1942 году мастера расстреляли немецко-фашистские каратели.
Симферопольский художественный музей презентует в этом году очередное интересное иллюстрированное издание, посвящённое его собранию. Это каталог коллекции советского периода, в котором найдут отображение произведения с 1917-го по 1991 год. Это издание позволит ощутить, какие у художественного музея богатейшие фонды и насколько он стеснён зданием, в котором расположен. Борис Седенко