Зеркало эпохи
Зеркало эпохи
27 сентября 2020 - 13:13
Зеркало эпохи 27 сентября 2020 - 13:13
Елена Киреева

В третий раз на полуострове прошёл открытый фестиваль документального кино «КрымДок», который, невзирая на довольно непривычную обстановку, вызванную коронавирусом, всё же собрал воедино талантливых режиссёров-документалистов, продюсеров и сценаристов.
Фото: Наталья Сомова

Мероприятие, как обычно, стало приятным кинопраздником для зрителей. Но более серьёзные проблемы, которые переживает отечественная документалистика, обсуждались в рамках делового завтрака. Предлагаем нашим читателям некоторые выдержки из этого увлекательного разговора с участниками фестиваля.

Киновед, редактор, автор документальных фильмов Индира Черджиева:

 

О ТЕНДЕНЦИЯХ

Примета времени – стирание жанров. Не могу давать этому оценку. Серьёзное облегчение производственного процесса является одной из причин этого. Любой из вас может на телефон снимать документальное кино. И не факт, что какой-то из этих фильмов не будет шедевром.

 

О ЗРИТЕЛЯХ

Мы утратили своего зрителя на экране, даже в формате киножурнала, если кто его ещё помнит. Документальное кино и кинохроника имели своего зрителя. То есть приходишь на сеанс, садишься, а тебе показывают 10 минут хорошего короткометражного кино. Высокая изобразительная культура подавалась. Сейчас этого нет нигде. Мы можем смотреть только в формате телевидения или на фестивалях, чем они и ценны, потому что могут продемонстрировать образцы именно киноискусства, кинодокументалистики.

 

О РАБОТЕ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

Слава богу, что есть люди, которые вышли на улицы. Получили разрешение. Но они сняли пустые улицы, пустое метро, пустые аэропорты. А некоторые даже заразились, когда снимали. Что касается производства наших собственных картин, то там достаточно разумно всё было построено со стороны Министерства культуры.

 

О ГУМАНИЗМЕ

Самое главное – не выпадать из формата человечности, поскольку для нас самый важный объект – это человек. И его рост. Истории падения довольно типичны, и они похожи одна на другую, а история восхождения человека – она потрясающая.

Кинорежиссёр, сценарист и продюсер, заслуженный деятель искусств РФ Галина Евтушенко (дипломант фестиваля в номинации «За сценарий»):

 

О ФИНАНСИРОВАНИИ

Государство поддерживает документальное кино, и все, кто работает активно, так или иначе получают поддержку. Выбор всегда есть: вы можете ждать этого финансирования очень долго и получить в конце концов, а можете ждать и не получить. Поэтому каждый выбирает, что ему делать в этот момент. Но задумок, которые держат нас у экрана, не отпускают от него, к сожалению, хотелось бы видеть больше.

В актёрской среде есть такая поговорка: сыграть роль легко – получить трудно. Мы благодарим Министерство культуры, что оно объявляет конкурсы и даёт возможность всё-таки в какой-то конкуренции получить средства. Сейчас есть новое направление: все региональные власти объявляют конкурсы на картины, связанные с местными особенностями. Может быть, это небольшие деньги, но всё-таки их дают. Очень много грантов от областей и регионов. И в Крыму тоже это есть.

 

О ГЕРОЯХ

Если ты живёшь в этом времени, то ты на любом материале расскажешь, что тебя волнует. Моя картина про Чехова и Левитана не про прошлое, а о современности. Нужны, конечно, и современные герои, которые окружают нас, в том числе молодые люди. Такие фильмы есть, и они получают призы на разных фестивалях. Приходит их культура и в социальную жизнь – это и волонтёры, инициативные люди.

 

О ПАНДЕМИИ

Мы же не чужие люди. Мы со всей страной живём и дышим одним воздухом. Как все, так и мы. Всем запрещено – и нам запрещено. Если мы можем через экран что-то получить, то, конечно, мы это делаем. Уже создано много фильмов, которые связаны с Zoom’ом. Те материалы, которые были сняты во время карантина, стали неповторимыми. Москва была совершенно пустая, и те, кто снимал эти кадры, стали обладателями уникальной ситуации. Они, конечно, станут редкостью в нашей дальнейшей жизни.

 

ОБ ЭПАТАЖЕ

Я не могу смотреть за героями, которые матерятся, показывают самое дно в течение часа. Я считаю, что это определённая школа, которая мне неблизка, поэтому я не буду отстаивать эти ценности. После таких фильмов хочется помыть руки иногда. Я буду отстаивать то, на чём я росла.

 

О ВРЕДЕ

Главная задача, как у врачей, – не навредить. Если твой фильм даст обществу какой-то урок, чем-то запомнится и как-то изменит человека, значит, задача уже выполнена. А если мы навредили кому-то своим фильмом, то тут надо подумать, стоит ли снимать.

 

О РЕКОНСТРУКЦИЯХ

К сожалению, телевизионный формат диктует свои особенности. Но настоящее документальное кино существует. Лично я не выношу использования реконструкций – это сразу снижает уровень, а телевизионные картины этим часто грешат. Это снижает уровень доверия к авторам, картине. Это неприятно, спекулятивная история, которую очень часто используют телевизионщики. Вместе с тем у нас есть много примеров, когда на документальном материале делается игровое кино. Я и сама так работаю и никогда не использую реконструкцию, которая вызывает недоверие.

Режиссёр документальных фильмов Наталья Топал (специальный диплом жюри фестиваля):

 

О ВРЕМЕНИ

Я привержена документалистике советской школы, когда действительно фильм снимали очень долго. Когда можно увидеть героя в развитии, а драматургию диктует сама жизнь. Поэтому и сама стараюсь так фильмы снимать. Пять лет со своими героями – незрячими ребятами – ездила по разным городам, была на их семейных торжествах, репетициях, что позволило раскрыть их характер. Какая у нас сейчас особенность – финансовая зависимость не даёт иногда полноценно снимать кино. У нас есть определённый съёмочный период: вот вам лето – снимаем картину. К сожалению, не всегда есть возможность раскрыть героя за этот маленький съёмочный период. Надо быть великим талантом, чтобы его сразу расположить к себе. Мои герои были очень закрытыми. И только на второй-третий год они стали меня к себе подпускать ближе.

 

О КРЫМСКОМ КИНОМЕДИАЦЕНТРЕ

Я заметила, что там очень много занимаются детьми, они выращивают эту публику, аудиторию с детских лет. То есть идёт преемственность, сохраняется коммуникация во времени. Сейчас очень редко кто так занимается планово и долгосрочно. Это духовная инвестиция, и ею занимаются – это очень важно.