«Зебра» исчезает в полдень
«Зебра» исчезает в полдень
19 января 2016 - 08:02
«Зебра» исчезает в полдень 19 января 2016 - 08:02
Дарина Солнцева

 

Почему в Крыму новые дороги уже просят ремонта?
Самой популярной темой в Крыму остаются дороги. Крымчане надеются, что во многих стратегических направлениях у нас появятся совершенно новые трассы и нехарактерное для них качество.
Плохая разметка: халатность или результат санкций? Фото: Лидия ВЕТХОВА

Особенности крымской разметки

Однако пока многие мелочи выдают обратное. Достаточно вспомнить новую крымскую разметку. На дорогах того же Симферополя десятки новых пешеходных зебр как появились, так и исчезли без следа в течение пары месяцев, вызывая всеобщее недоумение. Конкретно в этом случае специалисты упирают на то, что во всём виноваты санкции. Из-за них теперь, к примеру, вместо немецкой краски, используется всё больше краска местных производителей. 

В ГУП «Крымгипродор» (является подразделением Минтранса РК и выступает как генеральный проектировщик во многих проектах, которые реализует республика. – Авт.) по этому поводу добавляют, что проекты,  которые сейчас реализуются, выполнялись в мае – июле 2015 года. И хотя специалисты  закладывают в них самые современные технологии и методы, тем не менее злую шутку с качеством сыграл даже курс валюты. 

Однако возмущение вызывает и почти отремонтированная керченская трасса, где водители так и не увидели внятной разметки, а оттого правила дорожного движения здесь соблюдаются чисто символически. Известно, что такая практика, как работы без предварительного проектирования,  в России, в отличие от украинских реалий, не практикуется, она давно вне закона. Однако керченская трасса, как выясняется, оказалась «исключением».

Сергей Потебня, директор ГУП РК «Крымгипродор», рассказывает:

– В ряде случаев, как это произошло с Р-23, М-17 – это керченская дорога, у нас там отсутствовал авторский надзор. Так сложилось, что заказчик этих работ (Служба автомобильных дорог) вообще не предусмотрел стадию капитального ремонта в проектировании. Он поставил нам задачу – ремонт. А в стадии ремонта вообще не существует глубоких геологических изысканий, нет и свежих геодезических изысканий. Это всё привело к тому, что мы не имеем авторского надзора. То есть заказчик сэкономил на проектировании.

Скупой платит дважды…

Если вспомнить керченскую трассу, спецы говорят, что грузовые нагрузки и интенсивность движения по ней приравнены к самой высокой категории 1Б. Но при такой категории на дороге надо делать минимум две полосы движения в одну и другую сторону, а не просто ремонтировать.

Тем не менее заказчик не повысил её категорию, сохранив нормативы, которые учитывались ещё в старом, «украинском» паспорте этой дороги. Такая «экономия» отчасти понятна, ведь не за горами строительство трассы «Таврида»  в керченском направлении. И теперешняя  дорога остаётся в качестве технологической до момента, как построят «Тавриду». Но и дорога жизни демонстрирует незавидные последствия «экономии». 

Сергей Потебня, директор ГУП РК «Крымгипродор», говорит:

– Сегодня трасса Керчь – Симферополь по нагрузкам, по интенсивности движения приравнивается к категории 1Б, то есть за день на ней проходит порядка 30 тыс. машин. Нам, как государственному предприятию, поставили задачу спроектировать трассу категории 2Б, рассчитанную на 14  тысяч машин в день. Когда нас спрашивают, почему дороги поползли, мы говорим: а почему такая интенсивность движения? Не надо удивляться, почему она рушится, почему там нет разметки, которая тоже рассчитывается в зависимости от интенсивности движения и нагрузки. Мы предложили пластиковую разметку – заказчик за голову схватился, это столько стоит! Ещё на стадии проектирования мы предложили сделать технологическую дорогу из обочины, расширить таким образом полотно на 3-4 метра. Сделать не фундаментальное покрытие, а  технологическое. Это позволит использовать его во время строительства основной дороги. Но заказчик не услышал нашего предложения. 

Заказчик, как говорят специалисты, отталкивается от нормативов, которые заложены ещё в старом, украинском паспорте дороги. (Как и у человека, у каждой дороги должен быть паспорт, на данные которого опираются при проектировке и дальнейшей реконструкции.)  

Ирина Славинская, главный инженер проектов ГУП РК «Крымгипродор», уточняет:

– При Украине были паспорта, только не на городские муниципальные дороги, а на магистральные. И мы столкнулись с тем, что сейчас, при российском законодательстве, нельзя ремонтировать без паспорта. Но по многим дорогам за 23 года данные изменились, тем не менее заказчики от документа тоже отойти не могут. Но, например, в некоторых поселениях выясняется, что расстояние по Гуглу и расстояние в этих паспортах резко отличается. Поэтому сегодня мы уже сделали новые паспорта более чем для 1000 улиц в муниципальных образованиях.

Тише едешь, дальше – некуда

Не менее судьбоносным остаётся вопрос утверждения проектов организации дорожного движения (ПОДД). Напомним, что на этих проектах завязано расположение всех возможных конструкций в пределах дорог, в том числе расположение любых указателей и рекламы. Проекты зависли на стадии… расследования в Следственном комитете. Уже год, как правоохранители «исследуют» ПОДД, разработанные «Крымгипродором» для главных трасс Крыма – от керченской до ялтинской. Им вменяют завышение проектной стоимости в 2,6 раза. Таким образом, больше года не проводятся конкурсы, муниципалитеты не продают места под рекламный бизнес, соответственно, не поступают налоги в бюджет. А все установленные по Крыму на обочинах современные указатели на коричневом фоне считаются незаконными. И в случае столкновения с ними при ДТП страховые компании, чтобы выплатить материальный ущерб, даже при желании не найдут ответственных за установку  конструкций, ведь проекта на это просто-напросто нет. 

Сергей Потебня говорит:

– Следственный комитет открыл уголовное дело. Проект отдали в воронежскую экспертизу – та год молчит. Отдают в севастопольскую – пока официального ответа нет. При этом наша  работа стоит. Служба автомобильных дорог не может передать ПОДД муниципалам, которые ждут проекты, чтобы, например, начать размещать рекламу. Какой выход? Сейчас на нас подаёт в арбитражный суд наш субподрядчик, выполнивший и сдавший часть работ. Соответственно, мы  подадим в суд на Службу автомобильных дорог –  другого выхода нет. Ситуация должна как-то разрешиться.

Как видим, многие факторы сегодня не способствуют быстрому появлению новых дорог в республике. Тем не менее есть надежда, что такие проблемы, которые смогли решить регионы России, например, Краснодарский край, сможет решить и Крым.