Заведующая эмоциями
Заведующая эмоциями
20 марта 2016 - 15:01
Заведующая эмоциями 20 марта 2016 - 15:01
Ирина Шапар

 

«Газета» познакомилась с работой помощника режиссёра театра 
Мы продолжаем рубрику, в которой представители самых разных профессий раскрывают подробности рабочего процесса, делятся секретами и помогают разобраться в тонкостях любимого дела. На сей раз мы пообщались с помощником режиссёра Государственного академического музыкального театра РК Эльмаз Биляловой. Она рассказала, почему актёры капризничают и как часто в стенах театра звучит станиславское: «Не верю!» 
Помощник режиссёра Государственного академического музыкального театра РК Эльмаз Билялова.
Фото: Антон ВОЛК

Старая сказка на новый лад

Наша собеседница – хрупкая девушка. Но не спешите судить по внешности – в настойчивости и решительности она даст фору любому. Иначе никак. Ведь по долгу службы ей приходится руководить огромным количеством людей. Многие подчинённые старше и опытнее.

– Находить общий язык с актёрами довольно легко, но сказывается возрастная яма, – рассуждает наша собеседница. – Большая часть труппы – люди в возрасте, настоящие корифеи. При общении с ними я должна уважать возраст, но в то же время помнить, что я руководитель.

И надо отдать должное, руководитель Эльмаз Билялова хороший. Успевает следить за всем и за всеми. По одному взмаху её изящной руки в театре всё оживает, просыпается и приходит в движение. По её отмашке дают звонки, приглашающие зрителей занять свои места в зале. По её сигналу поднимается занавес. И именно она контролирует всё происходящее на сцене.

А вот легендарное «Не верю!», которое, по расхожему мнению, то и дело выкрикивают все режиссёры нашей необъятной страны, Эльмаз Билялова употребляет только в исключительных случаях.

– Да и звучит это не так грозно, – улыбается наша собеседница.

Сейчас под руководством Эльмаз готовится увидеть свет музыкальный спектакль «Иван да Марья». Это, как говорится, старая сказка на новый лад: народные мотивы в современной аранжировке Кима Брейтбурга, автора таких хитов, как «Цветы под снегом» Ларисы Долиной или, к примеру, «Петербург-Ленинград» неожиданного дуэта Людмилы Гурченко и Бориса Моисеева.

Еда поддельная, а эмоции настоящие

Если роль предполагает употребление горячительных напитков, актёрам приносят воду, чай или сок. Да это и неудивительно. Иначе к концу первого акта Иван Кузьмич из гоголевской «Женитьбы» был бы – уж простите – в зюзю.

Кстати, еда на сцене, по словам Эльмаз Биляловой, тоже ненастоящая. Это всего лишь плод трудов бутафоров. Актёры вообще считают, что воду и пищу на сцену приносить нельзя. Чтобы не осквернить. Но, как известно, нет правил без исключений.

– Это было не на моей памяти. Наверно, лет 30 назад. По сценарию, герою должны были подать пельмени в каком-то прикрытом горшочке. Обычно, естественно, бутафорские. И вот представьте: на очередном спектакле он открывает горшочек, а там пельмешки. Настоящие! – рассказывает Эльмаз.

Да уж, непросто пришлось актёру. Особенно если дело было в конце напряжённого рабочего дня. Но с эмоциями он наверняка справился – работа такая.

– В день актёрам приходится пропускать через себя несколько образов, и они не всегда могут быть собой, – разводит руками Эльмаз. – Утром она Марья Кирилловна из «Дубровского», а вечером – кошечка из сказки. Именно поэтому актёры часто бывают капризными и эмоционально нестабильными.

Одна за всех

Курьёзы в театре не редкость. Чаще всего связаны они с тем, что кто-то забывает свой текст.

– А поскольку театр мы музыкальный, такие моменты получаются довольно эпичными. Например, однажды актёр пропел: «Не спится мне, слова забыл!» Хорошо, что дело было на репетиции, а не на премьере, – вспоминает Эльмаз.

Кстати, суфлёра в театре нет. Поэтому особо забывчивым приходится выкручиваться. Не без помощи коллег, разумеется.

Добавляет забот и то, что многие актёры задействованы сразу в нескольких постановках. Поэтому их часто «выдёргивают» с одной репетиции на другую. Чтобы не терять время, в такие моменты Эльмаз сама выходит на сцену. Благо актёрского опыта ей не занимать. Она знакома крымскому зрителю по роли Зиночки в «Севастопольском вальсе», а во время университетской практики играла маленькую разбойницу в «Снежной королеве».

Небритый режиссёр – премьера не за горами

Многие актёры перед выходом на сцену ни с кем не разговаривают. Им необходимо время, чтобы настроиться на роль.

– Например, талантливейшую актрису Татьяну Медведеву перед спектаклем лучше вообще не трогать. Она на какое-то время уходит в себя, а затем перед вами уже не Татьяна Медведева, а баба Маня из «Евреев нашего двора», – говорит Эльмаз.

Есть свои маленькие приметы и странности и у режиссёрского состава. Например, главный режиссёр театра Владимир Косов перед премьерой не стрижётся и не бреется. Порой этот ритуал растягивается на несколько месяцев.

– Я тоже стараюсь придерживаться этого правила, но я девушка, и мне проще, – рассказывает Эльмаз Билялова.

Театр со всеми его разнообразными обитателями – это отдельный мир. Мир, куда люди идут за эмоциями. И получают их по полной.

– На «Дубровском», когда медведь из ямы вылезает, у нас зрители в первых рядах чуть ли сознание не теряют, – улыбается Эльмаз Билялова. – Это я, конечно, немного преувеличиваю, но пугаются многие.