Закон сохранения
Закон сохранения
31 марта 2016 - 14:02
Закон сохранения 31 марта 2016 - 14:02
Анатолий Бушуев
Местные власти не смогут закрывать больницы без учёта интересов граждан?
Депутаты Государственной Думы могут запретить местным властям закрывать медицинские учреждения. Согласно документу, предложенному группой депутатов и сенаторов из разных фракций, власти на местах смогут реорганизовывать или ликвидировать медучреждения только на основании заключения специальной комиссии по оценке последствий такого решения.
Запланирована на закрытие. Что будет в Орлином вместо амбулатории?  Фото: wikimapia.org

Куда подальше?

В Крыму совсем скоро в селе Орлином (Байдарская долина) «в целях оптимизации» закроется единственная на весь район больница. Об этом заявил директор департамента здравоохранения Севастополя Юрий Восканян. Он ссылается на то, что решение о закрытии больницы полностью соответствует российской политике в сфере здравоохранения – она предусматривает оказание первичной медицинской помощи по месту жительства пациента, а вот лечение в стационаре – уже в специализированных учреждениях. Вопрос в том, насколько далеко от места жительства больного это самое «специализированное учреждение» и успеет ли пациент добраться туда, пусть и не в добром здравии, так хотя бы живым?

Оказывается, одно из зданий больницы в селе передадут департаменту имущественных и земельных отношений Севастополя, а второе, где сейчас размещается дневной стационар, перепрофилируют. Как говорит Восканян, вопрос этот решается совместно с Мин­здравом России – будет ли там некий реабилитационный центр, либо отделение для паллиативного лечения или сестринского ухода. А вместо больницы в Байдарской долине откроют фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Пациенты же поедут лечиться куда подальше. У них никто не спрашивал. 

Автор госдумовской инициативы доктор медицинских наук Леонид Огуль считает, что «сегодня нередки случаи, когда власти на местах без учёта мнения общественности принимают решение, например, об объединении или даже закрытии медицинских организаций, что немедленно сказывается на жителях. По этому поводу…  поступает немало жалоб от граждан».

От «оптимизации» до ликвидации

Думский комитет по охране здоровья рекомендовал поддержать эту инициативу, поскольку других способов бороться с повсеместным закрытием медучреждений нет. А появляющиеся на местах частные клиники с полным набором платных услуг проблемы здоровья населения никак не решат: и дорого, и далеко.

В тему
Более чем в два

В пояснительной записке указано, что с 2000-го по 2013 год число больничных организаций в РФ сократилось более чем в два раза – с 10 тысяч 704 до 4 тысяч 398 человек. Самыми быстрыми темпами снижается количество специализированных диспансеров: противотуберкулёзных, наркологических, врачебно-физкультурных и других. Повсеместно закрываются и станции скорой медицинской помощи.

Сам же принцип «оптимизации» ведёт почти напрямую к ликвидации медучреждений, и в основном именно там, где и без того ощущается их нехватка. Иначе почему очереди в наших крымских поликлиниках до сих пор не исчезли, а селяне всё чаще жалуются на отсутствие врачей-специалистов в регионах. Те, кто поздоровее, чуть ли не штурмом ежедневно берут поликлинику Республиканской больницы им. Семашко в Симферополе, которая ориентирована на приём пациентов из регионов – они занимают там очередь задолго до открытия самой поликлиники, с 7 утра. Некоторым приходится преодолевать десятки километров не один раз – на приём к врачу можно и не попасть. 

Итак, «оптимизация» проводится в регионах  путём присоединения одной больницы к другой, на этой основе появляется одно юридическое лицо с присоединёнными несколькими филиалами. А поскольку их несколько, местные власти легко соглашаются на сокращение структурных подразделений, к примеру, станции скорой помощи в филиале. И никто чаще всего не задумывается, что этот филиал расположен на расстоянии десятков километров от основной медицинской организации. То есть нарушается сам принцип доступности медучреждений, и заключается он не только в отсутствии пандусов для инвалидов. 

Упомянутый нами документ призван устранить эти «перегибы на местах».

Состав комиссий и критерии оценки ситуации будет определять профильный орган власти субъекта федерации. По предложению парламентариев,  в них обязательно должны участвовать специалисты в области здравоохранения, представители региональной законодательной и исполнительной власти, общественные организации. Но в первую очередь – сами  жители районов. В тех случаях, когда решается судьба единственного в населённом пункте медучреждения, принимать решение о его ликвидации без учёта мнения жителей вообще запретят.

Есть вопросы

Есть и подводные камни – законопроект может помешать тому же Минздраву РФ, в котором готовят свои предложения по развитию и опять же оптимизации «первичного звена» в сёлах в зависимости от количества жителей. А вот в Минфине отметили, что проведение опроса среди местных жителей потребует определённых расходов, а сами парламентарии обещали не обременять бюджет дополнительной нагрузкой.

В законопроекте имеется, к сожалению, достаточно пробелов. Например, там не прописан механизм учёта мнения жителей по поводу закрытия муниципальных медицинских организаций. Депутаты ещё не решили, как чиновники будут доказывать, что население согласилось на ликвидацию больницы или выступило против неё.

Не решён вопрос, как действовать местным властям в случае закрытия структурных подразделений сельских медучреждений, таких, как фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории и так далее. Нужно ли в этих случаях созывать комиссию и спрашивать мнение местных жителей или хватит и их собственного? Похоже,  законопроект ещё потребует немало доработок и пояснений.