Зачем камеры на треногах следят за крымскими водителями и законно ли это
Зачем камеры на треногах следят за крымскими водителями и законно ли это
09 марта 2019 - 09:56
Зачем камеры на треногах следят за крымскими водителями и законно ли это 09 марта 2019 - 09:56
Антон Павлов

 

На обочинах крымских дорог всё чаще можно увидеть нестационарные видеокамеры. Для чего они там, выясняла «Крымская газета».

Частные, но по договору

Ранее установкой камер, фиксирующих нарушения правил дорожного движения на общедоступных трассах России, занимались исключительно сотрудники Госавтоинспекции. На платных дорогах – частные инвесторы. Однако из-за дефицита финансирования в 2014 году российские законодатели разработали, а позже и приняли законопроект, позволяющий устанавливать камеры частникам. Для их легализации были внесены поправки в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».

Таким образом, сегодня выявлять нарушителей ПДД имеют право не только инспекторы ГИБДД, но и частные лица, которые в рамках концессионного законодательства получили соответствующее разрешение на фотовидеофиксацию. Комплексы могут приобретать как сами частники, так и закупать по госзаказу службы дорожного хозяйства.

Но просто взять камеру и выйти на дорогу частным образом не получится. Камера должна быть сертифицирована, а обслуживающий её сотрудник обучен. Если человек купил оборудование на свои деньги, то после его проверки должен быть оформлен ещё и договор на его полноправное использование.

Устанавливаются такие камеры в тех местах на дорогах, где нет стационарных комплексов фотовидеофиксации, при этом практически всех их охраняют от повреждений, то есть частники крайне редко оставляют передвижные камеры без присмотра.

Невинная погрешность

Дорожные знаки, указывающие на наличие на трассе такой камеры, не предусмотрены. Поэтому узнать о ней водитель сможет только в том случае, если у него на телефоне установлено специальное приложение либо есть другой прибор, аналогичный «антирадару».

Как признают сами сотрудники ГИБДД, нестационарные камеры работают довольно неточно. Так, случается, что водитель и не виноват вовсе, а постановление о штрафе пришло. Дело в том, что частник настраивает камеру каждый день, и если он неправильно зафиксирует её на местности, то прибор, соответственно, будет работать неправильно. Погрешность в превышении скорости может составить до 7 километров в час. А вот оспорить такие постановления бывает достаточно сложно, отмечают автоюристы.

Ещё одна проблема в том, что частники с переносными камерами часто меняют места дислокации, и доказать, что его камера была выставлена под неправильным углом в момент фиксации нарушения, практически невозможно. Кроме того, возможно, придётся доказывать, что на участке дороги, где стояла камера, была разрешена скорость, с которой вы ехали. В этом случае автоюристы советуют следующее: если вы увидели на дороге передвижную камеру, то не поленитесь вернуться назад и снять на видео знак ограничения скорости, чтобы в случае необходимости легче было доказывать свою правоту в суде. Если же есть видеорегистратор, то и возвращаться не придётся.
В целом постановления после фиксации ПДД частными приборами оспариваются в том же порядке, что и стационарными. После получения постановления у водителя есть 10 дней, чтобы доказать свою невиновность в суде.

Не спорь с техникой

Начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД МВД по Республике Крым подполковник полиции Дмитрий Леонтьев рассказал «Крымской газете» о принципе работе камер, установленных в Крыму.

По его словам, дислокация передвижных установок фотовидеофиксации ежемесячно утверждается руководителем крымского управления ГИБДД Анатолием Борисенко.

– Сами комплексы выставляет ООО «Безопасные дороги Крыма» – это люди, у которых есть концессионное соглашение с Республикой Крым по организации фотовидеофиксации на территории РК, то есть это официально через Совет министров утверждено распоряжением. Данные комплексы охраняют ЧОПы, которые числятся сотрудниками в «Безопасных дорогах Крыма», а устанавливают их операторы этого предприятия, – поясняет Дмитрий Леонтьев.
Он отмечает, что передвижные комплексы в республике сегодня устанавливаются  исключительно в местах повышенной аварийности – где произошло два и более ДТП, в результате которых погибли или были ранены люди. При этом, как утверждает представитель ГИБДД, все камеры в Крыму установлены с соблюдением необходимых требований, поэтому у нас таких прецедентов, как в других регионах России, когда камеры неправильно считывают скорость водителя, пока не фиксировалось.

Дмитрий Леонтьев добавляет, что частная организация не получает процента от штрафов. Всё, на что может рассчитывать предприятие, – это выделяемые из республиканского бюджета деньги в рамках концессионного соглашения.

– Никаким частным лицам штрафы не поступают, и никакие частные лица не выносят постановления. Их выносят мои сотрудники, а все деньги, полученные от штрафов, идут в дорожный фонд, – заявляет наш собеседник. – Мы не выставляем комплексы под ограничение скорости или в других местах, чтобы просто собрать штрафы. У нас нет такой цели. Она одна – сократить количество ДТП. То есть если человек видит комплекс, при дальнейшем движении он будет моргать встречному транспорту, и это нам только на руку. Таким образом он будет профилактировать ситуацию на дороге, другие водители будут снижать скорость.

По словам Дмитрия Леонтьева, в Крыму установлено 15 лучших российских передвижных комплексов «Кордон», которые уже помогли снизить аварийность на дорогах. Например, отмечает начальник центра автофиксации ГИБДД, на Ялтинской трассе в 2017 году произошло 12 ДТП, в результате которых 4 человека погибли и 16 получили травмы, а в 2018 году, когда начали устанавливать комплексы, зафиксировано всего одно ДТП с одним пострадавшим.
– Сейчас, например, на «Тавриде» 114-й километр является аварийным, и мы там выставляем комплекс, работает он открыто, чтобы люди его видели, – подчёркивает Дмитрий Леонтьев.

Он добавил, что сегодня некоторые общественники выступают против передвижных камер. Они перекрывают машинами видимость или вступают в перепалку с представителями ЧОПов, охраняющими оборудование. Однако такие действия подпадают под уголовную ответственность…

Важно знать

Виды оборудования фото- видеофиксации нарушений ПДД

Существует три вида камер, которые работают в автоматическом режиме: переносные, стационарные и мобильные.

Переносные (сюда относятся камеры на треногах) фиксируют только превышение скорости автомобиля и выезд на полосу встречного движения.

Стационарные камеры способны зафиксировать практически все нарушения на дороге – превышение скорости, проезд на красный свет, выезд за стоп-линию, на встречную полосу движения или тротуар, проезд под запрещающими знаками, выключенные дневные ходовые огни, не предоставленные пешеходу преимущества и так далее. Причём стационарные камеры могут распознавать и фиксировать нарушения сразу на нескольких полосах движения, в обоих направлениях.

Мобильные камеры устанавливают прямо на автомобилях ДПС или общественном транспорте. Они фиксируют нарушения по ходу движения авто. Среди таких нарушений также могут быть превышение скорости, неправильная парковка или нарушение правил оплаты проезда большегрузов.

Не исключено, что в ближайшее время у автоматизированных камер фотовидеофиксации появятся и другие возможности. Например, проверка полисов ОСАГО, о чём давно говорят сотрудники ГИБДД.

Цифры

Около 200 нарушений ежедневно фиксировала одна передвижная камера в начале 2018 года на крымских дорогах, сегодня – 30-40 нарушений.

136 163 постановления о нарушении ПДД на сумму 80 620 800 рублей было вынесено в этом году в результате фиксации нарушений камерами в Крыму.

81 655 постановлений на сумму 27 194 000 рублей оплачено на 5 марта.

По данным ГИБДД Крыма.