За плохой товар заплатят
За плохой товар заплатят
23 октября 2015 - 16:01
За плохой товар заплатят 23 октября 2015 - 16:01
Валентина Симонова

 

Если вам продали некачественную вещь, приготовьтесь идти в суд 
Вы купили холодильник, а он через полгода прекратил морозить? Только что купленное молоко оказалось кислым? Парикмахер сжёг волосы во время химической завивки? Не молчите, защищайте свои права, но грамотно, советует Роспотребнадзор.

Мы только учимся 

В России направление защиты прав потребителей развивалось на протяжении последних 20 лет, Крыму же эту науку предстоит освоить за несколько лет. А что, раньше в республике этим не занимались? Занимались конечно. Однако до сих пор, по словам руководителя Межрегионального управления Рос­потребнадзора по РК и Севастополю, главного государственного санврача по РК и Севастополю Натальи Пеньковской крымчане не умеют защищать свои права:

– К сожалению, наши потребители ещё недостаточно грамотны в правовом поле, поэтому в наших территориальных подразделениях, а также в консультационном центре (Симферополь, ул. Набережная, 66) организованы единые дни приёма потребителей – в понедельник с 14:00 до 17:00 и в четверг с 10:00 до 13:00.

Сотрудники Роспотребнадзора оценивают документацию, а также помогают составлять претензии и иски в суд. Если время ограничено, можно отправить запрос на электронный адрес.

– По структуре обращений на защиту прав потребителей приходится почти 63%. Эта динамика характерна для всех субъектов РФ, – говорит Пеньковская.

Больше всего крымчан волнует предоставление некачественных услуг и ненадлежащее качество технически сложных товаров (на которые установлены гарантийные сроки, перечень утверждён постановлением РФ № 55 от 19.01.1992 г. – Авт.).

На что чаще всего жалуются крымчане 

53% — Некачественные услуги 

35%Технически сложные товары 

9% — Продовольственные продукты 

3% — Остальное 

Роспотребнадзор РК 

днако не все обращения заканчиваются проверками и административными расследованиями. Только в 25% случаев Роспотребнадзор приступает к активным действиям. Это связано с тем, что многие вопросы, в том числе возврат денег или обмен товара, решаются исключительно в суде.

Что делать 

Если вам продали некачественный товар, не спешите идти в суд. Для начала письменно обратитесь к недобросовестному продавцу. Не забудьте чётко прописать свои требования, а на копии поставить входящий номер с реквизитами представителя организации, в которую вы обращаетесь. Если позволяет время, отправьте запрос заказной почтой с уведомлением, тогда продавец не сможет сказать, что ваше обращение не поступало.

В случае простого товара потребитель имеет право на его замену на аналогичный, возмещение стоимости, гарантийный ремонт в любое время. Обменять технически сложный товар или вернуть его стоимость можно только в течение 15 дней после покупки. По истечении этого срока вернуть или обменять товар можно только в случае, когда он не подлежит ремонту или находится в ремонте 30 суток каждого гарантийного года, а также если нарушены гарантийные сроки (45 дней с письменного согласия потребителя).

Вернуть деньги продавец обязан в течение десяти календарных дней, а заменить – в течение семи. Если сроки нарушаются, покупатель имеет право взыскать пеню в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. Если договориться не удалось, придётся обращаться в суд с требованием о возвращении средств и выплате пени. Закон в данном случае на стороне потребителя, который при обращении в суд освобождается от госпошлины, пеня насчитывается на день вынесения судебного решения, а также в пользу потребителя взыскивается 50% штраф от присужденной суммы, моральный ущерб.

А вот если вам какой-то товар не подошёл по внешним признакам, например, не поместился в отведённое место диван, или вы поняли, что цвет не совсем тот, на который вы надеялись, продавец имеет право не принимать товар обратно. Поэтому прежде чем совершать покупку, следует ознакомиться со списком товаров, которые не подлежат возврату. В него входят бытовая техника, мебель, автомобили, драгоценности, животные, строительные и отделочные материалы, книги и пр.

Доказывать факт некачественной услуги придётся в суде. Для этого не забудьте сделать фото или видео, привлечь свидетелей и направить претензию в адрес нерадивой организации.

Роспотребнадзор напоминает: нужно знать Закон «О защите прав потребителей» и, прежде чем ставить подпись, тщательно читать договор, особенно то, что написано мелким шрифтом.