Упакуем по полной
Упакуем по полной
05 февраля 2016 - 14:01
Упакуем по полной 05 февраля 2016 - 14:01
Дарина Солнцева

 

В крымский инвестиционный пул попали 270 объектов 
Ради подъёма крымской экономики профильное министерство придумало новый подход к инвесторам.
Такие масштабные индустриальные парки должны привлечь инвесторов. Фото: vsemetri.com

Неподнятая целина 

Если температурный режим на нашем курорте – это всегда каприз погоды и нашему влиянию неподвластен, то создание нормального инвестиционного климата – прямая задача крымских чиновников.

Напомним, битва за инвесторов началась с открытия свободной экономической зоны в республике. И люди, что называется, потянулись. Кстати, 20% инвесторов интересуются, как ни странно, Симферополем, остальные в большинстве – Южным берегом Крыма.

Тем не менее неразрешимые проблемы, сдерживающие интерес к Крыму людей с приличными деньгами, остались.

Министр экономического развития Крыма Валентин Демидов:

– Это и отсутствие градостроительной, землеустроительной документации, инфраструктурные, энергетические ограничения. То есть у нас, с одной стороны, очень много имущества, земля стоит на балансе у государственных предприятий, подведомственных различным министерствам. С другой стороны – это имущество и эта земля «не упакованы» с точки зрения зрения инвестора, с точки зрения правоустанавливающих документов. С точки зрения отсутствия ограничений… Часто бывает, что инвестор хочет вложить средства в тот или иной объект, но там есть права третьих лиц, тянущиеся ещё со времён Украины.

Проще говоря, крымская «целина» инвесторов пугает.

Посему Минэкономики РК рискнуло сегодня пойти на конструктивные изменения. Первым делом из имущества, находящегося на балансе республики, министерство создало пул главных инвестплощадок. В список козырных вошли 270 площадок, которые будут «упакованы» под ключ для инвестора. Такие, образно говоря, горячие пирожки с готовым инвестиционным паспортом и предложат бизнесу.

Валентин Демидов:

– То есть теперь мы не ждём предложения со стороны инвестора, а сами будем предлагать им эти инвестплощадки. Этот порядок существенно проще.

Если точнее, то процедуру заключения договоров с инвесторами удалось сократить с 90 дней до 23.

Хлеб вам, соль и инвестиционный паспорт 

Второй удар по инвестиционному «болоту» Крыма должны нанести индустриальные парки – своеобразные оазисы, уже нашпигованные всей необходимой инженерной инфраструктурой. Они сократят мытарства инвесторов, ведь в них отпадает необходимость выбивать в снабжающих организациях те же технические условия для подключения к инженерным сетям. Вспомним, что, по Федеральной целевой программе развития Крыма, на полуострове начнут с трёх парков: в Евпатории, Бахчисарае и Феодосии. Уже готовы проектно-технические задания на проектно-изыскательские работы по ним, дедлайн для которых – 2016 год. Ясно как божий день, что шпиговать эти парки всей инфраструктурой – дорогая и мучительная задача, на которую ФЦП предусматривает десятки миллиардов рублей. Хуже, что эта задача довольно затяжная и может отложить благие намерения инвесторов на годы.

Однако в «Корпорации развития Крыма» – акционерном обществе, имеющем 100% государственной доли, другое мнение:

Гендиректор «Корпорации развития Крыма» Дмитрий Абрамов:

– Действительно, темпы создания по ФЦП рассчитаны до 2020 года, и финансирование утверждено по графику тоже до 2019-2020 годов. Но тем не менее опыт работы других регионов Российской Федерации позволяет с уверенностью сказать, что инфраструктуру можно построить гораздо быстрее. Именно поэтому мы, скорее всего, будем выступать с инициативой от Совета министров РК с целью ускорения графика финансирования индустриальных парков.

Главный вопрос: когда же инвесторы смогут «окопаться» наконец в обещанных индустриальных парках? В корпорации успокаивают, мол, опыт других регионов показывает – начать работу в парках можно раньше, чем парк и его инженерная среда полностью отстроится.

Дмитрий Абрамов:

– Полностью инфраструктура нужна уже при достаточно большой загрузке площадей индустриальных парков. Но на период строительства, как правило, инвестору ничего, кроме электричества в небольшом количестве в размере 0,3-0,5 мегаватта, не нужно. Поэтому мы всегда выясняем (на местах) возможность временной подачи электроэнергии для того, чтобы инвестор мог не ждать 2019 года, когда всё будет построено, а стартовать гораздо раньше. Это абсолютно распространённая практика – двигаться параллельно.

Крымский нэп 

С сожалением приходится отмечать, что в тесный круг индустриальных парков вообще не попал северный Крым с его экономическими нуждами и потенциалом. «Градообразующие» предприятия этого региона, как известно, остаются на привязи у небезызвестного украинского собственника – олигарха Дмитрия Фирташа. Посему, как ни крути, и сам регион неофициально остаётся… на привязи у упомянутого украинского «инвестора». И эта ситуация требует вмешательства.

В конце концов, весь равнинный Крым у нас богат, к примеру, термальными водами, которыми у нас особо никто не занимается. А их при определённых условиях можно использовать в отоплении, то есть отбирать тепло у воды.

Температуры источников разные – от 45-50 до 80 градусов. К примеру, в Евпаторийском регионе пансионат «Полтава» успешно эксплуатирует термальные скважины для отопления и как хозяйственное водоснабжение. Правда, тут, говорят спецы, есть одно «но»: термальные воды у нас высокой минерализации. Такая вода абразивная, и использовать её в отопительных системах напрямую не получится: надо ставить теплообменные установки, забирать у этой воды тепло и передавать его пресной воде, а это дорого. Однако ту же термальную воду определённого качества некоторые бизнесмены поставили в буквальном смысле на поток в качестве питьевой. Так, например, делают под Симферополем, в посёлке Новоандреевка.

Тем не менее северный Крым остаётся «слепым пятном» на инвестиционной карте полуострова.

Министр экономического развития успокаивает, что до мая 2016 года Минэкономики РК обязалось «выпустить» судьбоносный документ – Стратегию развития республики до 2030 года.

Валентин Демидов:

– Мы также обеспокоены этим вопросом. И в стратегии уделяется внимание северному Крыму. Эта стратегия даст нам понимание, какие средства необходимы для развития той или иной территории, какие сегменты экономики дадут нам максимально быстрый рост. По результатам стратегии мы дадим предложения, какие нужны изменения в федеральную целевую программу. Я не исключаю, что изменения будут.