Удивительная история кинематографа в Крыму
Удивительная история кинематографа в Крыму
28 августа 2017 - 17:40
Удивительная история кинематографа в Крыму 28 августа 2017 - 17:40
Ирина Гуливатая

 

Свою историю День российского кино ведёт с декрета Совнаркома о национализации кинодела в стране, который был издан 27 августа 1919 года. Коснулся этот декрет и Крыма.
Павильон киностудии в Ялте, 1918 год

Стенька против Хасана

В России премьера первого художественного фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова. Впрочем, в прокате фильм шёл и под названиями «Стенька Разин» и «Стенька Разин и княжна» – лента была снята по мотивам народной песни «Из-за острова на стрежень». Впрочем, сюжет фильма не совсем совпадал с текстом песни: в кино у атамана появился соперник – некий принц Хасан. Длился первый российский фильм всего 7 минут. Но снимали его и готовили к показу несколько месяцев. Натурные съёмки проходили летом 1908 года на озере Разлив недалеко от Петербурга. Для первого кинематографического опыта в фильме было применено множество спецэффектов. Так, вместо княжны Разин высоко поднимает над головой и сбрасывает в воду искусно сделанный манекен. Кроме того, для массовки пригласили 150 человек, что было очень масштабно по тем временам. Фильм, конечно, был немой, что происходит на экране, зрителям объясняли в титрах, появляющихся после каждой сцены.

А всего через три года на экраны страны уже вышел первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (он длился 1 час 40 минут), посвящённый Крымской войне 1853-1856 гг., снят он был в Крыму, в Севастополе.

Кадр из Стеньки Разина

Иллюзия, ломающая рёбра

«Живая движущаяся фотография», «Полное натуральное движение людей и предметов», «Полнейшая поразительная иллюзия!» – так зазывали крымчан в кинотеатры сто лет назад. Впрочем, тогда ещё не было ни кинотеатров, ни такого слова – вместо него использовались забытые ныне названия «электробиограф», «иллюзион», «биоскоп». Богатая крымская публика смотрела фильмы в театральных залах и административных зданиях, публика попроще – в сараях, помещениях складов и магазинов (годилось всё, что имело крышу). В таком импровизированном «зрительном зале» отгораживалась будка для аппарата, зрители сидели на разносортных стульях и скамейках, а зачастую и вовсе стояли – антураж был не важен, главное волшебство происходило на экране.

Впрочем, иногда это «полное натуральное движение людей и предметов» доводило зрителей… до травм и переломов. «Когда с экрана на зрителей устремился морской прибой – в партере началась паника. Публика настолько перепугалась, что ринулась к выходу, опрокидывая и ломая стулья. Некоторые возвратились домой не только с синяками, но и с переломанными ребрами. Многие дамы упали в обморок. Сеанс пришлось прекратить», – писали газеты о первых гастролях «подвижного» кинематографа в Симферополе.

Киноафиша

Два южных ателье

После того как Александр Ханжонков, один из пионеров русского кинематографа, снял в Крыму фильм «Оборона Севастополя», он решил построить в Ялте собственную съёмочную базу – ателье, как говорили тогда. И построил – в 1917 году. Кинопредприниматель не побоялся вложить деньги в эту затею, полагая, что через несколько лет его летняя кинофабрика станет русским Голливудом и все затраты окупятся. Первой лентой, снятой здесь, стал фильм «Король Парижа». И он вполне оправдал те надежды, которые Ханжонков возлагал на южный берег как идеальное место для съёмок. Фильм длился час и три минуты, его сюжет был незамысловат: авантюрист помогает разорившемуся графу стать королём Парижа при помощи шулерства. Однако в отзывах критики писали: «Великолепно подобрана и снята натура, наш благодатный Крым, так мастерски перенесённый на экран в образе красавицы Ривьеры».

Не многие знают, что почти одновременно с Ханжонковым своё ателье открыл в Ялте и ещё один деятель киноиндустрии, Иосиф Ермольев. Ателье Ермольева находилось на Поликуровском холме и включало в себя как съёмочные павильоны, так и открытые площадки.

В 1919 году ялтинская кинофабрика Ханжонкова была национализирована и вскоре превращена в ателье «Красный Крым». Национализировано в 1919-м было и ателье Ермольева. И Ермольев, и Ханжонков после этого покинули страну, а на базе их крымских кинофабрик была создана Ялтинская киностудия.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ В TELEGRAM >>>