Я б в водители пошёл – пусть меня научат
Я б в водители пошёл – пусть меня научат
26 июля 2015 - 16:00
Я б в водители пошёл – пусть меня научат 26 июля 2015 - 16:00
Ирина Шапар

«Газета» выясняла, где и как получить водительские права инвалиду 
Стать узником собственной квартиры – такая печальная участь, увы, уготована многим крымским инвалидам. Общественный транспорт для них не приспособлен. Как, впрочем, и улицы наших городов, не говоря уже о сёлах. Выходом из ситуации мог бы стать личный автомобиль. Но даже покупка машины – это только полдела. Надо ещё и водительским удостоверением обзавестись. Как и где люди с ограниченными возможностями могут получить права, узнавала «Газета».
Фото: Лидия ВЕТХОВА 

Не роскошь, а средство передвижения 

– В наших автошколах нет автомобилей для инвалидов. Если в Симферополе есть хоть что-то, то в других регионах Крыма с этим совсем глухо, – с грустью констатирует председатель Ассоциации инвалидов и общественных организаций инвалидов РК Дмитрий Кучмич. Такого же мнения придерживается и член правления Алуштинской городской организации инвалидов Денис Тишков:

– О необходимости получения прав для инвалидов в Алуште говорят уже лет 25. В городе есть две автошколы, но инвалидов они не обучают из-за отсутствия технических средств. Я сам не могу получить водительские права по той же причине.

Нельзя пройти обучение и на собственном транспортном средстве – в штате крымских автошкол попросту нет инструкторов, имеющих достаточную квалификацию, чтобы обучать инвалидов. При обучении этой многочисленной, а главное – разнообразной категории водителей нельзя обойтись универсальным авто. Одним необходимо транспортное средство с ручным управлением, другим – с ножным… В этом-то и трудность. А ведь именно для инвалидов автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения.

Алексей прикован к инвалидной коляске не первый год. Для него каждый выход из дома – настоящее испытание. Живёт он один в квартире, расположенной на девятом этаже. Хорошо, хоть лифт работает исправно. Почти каждый день Алексей вынужден совершать «экспедиции» – то в магазин, то в аптеку, то в поликлинику…

– Автомобиль, конечно, облегчил бы жизнь. Но где его взять-то? – недоумевает Алексей.

По словам Дениса Тишкова, при Украине в законодательстве был пункт о бесплатном обеспечении инвалидов автомобилями. Но это только в теории. На практике снабжать людей машинами, естественно, никто не собирался.

– Ну а в России выдача автомобилей инвалидам прекратилась, если я не ошибаюсь, ещё в 2008 году, – пояснил Денис Тишков. – Самостоятельно купить специально оборудованный автомобиль совсем не просто. Я не видел в Крыму ни одного автосалона, предлагающего такие машины. Их просто нет.

Цена вопроса 

В феврале этого года в крымской столице начала работать первая специализированная автошкола для инвалидов. Организация позиционирует себя как некоммерческая. На её сайте о ценах тоже нет ни слова. Значит ли это, что обучение людям с ограниченными возможностями предоставляют бесплатно? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы связались с представителем автошколы. Наши иллюзии девушка на другом конце провода развеяла в пух и прах.

Общая стоимость обучения составляет 30 тысяч рублей. В эту сумму включены теоретические занятия, экзамены, 28 занятий по вождению и затраты на бензин. Зато автошкола располагает машинами с ручным управлением, а у тех, кто по состоянию здоровья не может посещать занятия, есть возможность изучить теорию на дому.

За бесплатными правами – в Евпаторию!

В Евпатории уже не первый год работает Центр профессиональной реабилитации инвалидов. В нём людей с ограниченными возможностями бесплатно обучают пятнадцати специальностям. Например, некоторые из них осваивают профессию художника, причём рисуют не только руками, но и ногами и даже ртом. Совсем скоро в центре начнут готовить и водителей категории «В». Уже есть желающие, и даже установлены специальные симуляторы. Сегодня ведётся работа по заключению договора на пользование автодромом. Впрочем, евпаторийского центра явно будет недостаточно.

– У нас очень много инвалидов и в других городах. Сложно представить, что человек поедет обучаться, чтобы получить права, в Евпаторию. Дорога, проживание – это же всё не бесплатно будет. Надо, чтобы в каждом городе был хотя бы один специализированный автомобиль. Феодосия, например, недавно ко мне обратилась. Они очень просили, чтобы им автомобиль дали на город. Но пока ничем помочь им не можем, поэтому придётся ехать пока в Евпаторию, – рассуждает председатель Ассоциации инвалидов и общественных организаций инвалидов РК Дмитрий Кучмич.

В тему
А как у них?

В развитых странах вся инфраструктура рассчитана на то, чтобы ей могли пользоваться в том числе и люди, которые передвигаются на колясках. Причём заключается это не только в повсеместном наличии пандусов и лифтов, но и во множестве других удобных мелочей.

Фото: papouniv.com.br

К примеру, в США началось производство электромобиля Kenguru, созданного специально для людей с ограниченными возможностями передвижения. Аккумуляторы этого автомобиля позволяют проехать до 110 километров на одном полном заряде, а максимальная скорость Kenguru составляет 45 километров в час. Дверь для заезда внутрь транспортного средства человека в коляске находится в задней части электромобиля.