Когда крымское Южнобережье заживёт по новому генеральному плану
Когда крымское Южнобережье заживёт по новому генеральному плану
11 ноября 2016 - 16:01
Когда крымское Южнобережье заживёт по новому генеральному плану 11 ноября 2016 - 16:01
Анна Зимина

 

Ялтинская общественность одобрила проект генерального плана. Впервые он охватывает не только Ялту, но и все населённые пункты, входящие в недавно образованное муниципальное образование.
Фото: Владимир Прошкин

Фундамент для стратегии

По словам главы администрации города Ялты Андрея Ростенко, генеральный план является фундаментом для разработки стратегии социально-экономического развития всех 32 населённых пунктов Ялтинского региона.

– Базовые приоритеты генерального плана – размещение объектов местного значения, устранение конфликтов в границах населённых пунктов (вынос земель иных категорий за пределы населённых пунктов), разработка правил землепользования и застройки, точное установление границ охранных территорий, определение разрешённого вида использования земельных участков, реконструкция инфраструктурных объектов, решение транспортных проблем, капитализация территорий для увеличения доходов с целью органичного развития городской среды, – перечисляет Ростенко.

Предполагается перенос деловой, торговой и управленческой части Ялты на холм Дарсан, а за центром города предлагается закрепить только туристическую функцию

Концептуальный посыл – расширение мест приложения труда на территории округа и вовлечение местного населения в туристический сектор. Потенциалом развития являются недействующие промышленные, рекреационные и социальные предприятия – так называемые инвестиционные площадки.

Работали по генплану 1993-го

Предыдущий генплан, 2013 года, был отменён по протесту прокуратуры. Город работал по генплану 1993 года, что создавало немало трудностей, особенно в земельной сфере. 

Новый же документ, по словам главы администрации, позволит чётко регламентировать порядок и места выделения земли. Это предполагает, в частности, что все зелёные зоны останутся в пользовании ялтинцев и исключит возможность появления, например, гаражей у детских площадок и на придомовых территориях.

Проект подразумевает создание серьёзной социальной, транспортной, образовательной, спортивной, туристической и дорожной инфраструктуры в регионе.

Больше людей – больше пляжей

Генеральный план рассчитан до 2035 года. Предполагается, что численность населения региона за это время возрастёт до 165 тысяч человек. В высокий сезон регион будет принимать одновременно до 250 тысяч туристов, что увеличит и без того огромную нагрузку на транспортные сети, на всю городскую инфраструктуру.

Решать транспортную проблему предлагается за счёт разделения транзитного потока на участке от Массандры до Ливадии, создания 24 новых транспортных развязок, обустройства перехватывающих парковок на подступах к каждому населённому пункту региона, строительства транзитной эстакады в районе Массандры, размещения новой вертолётной площадки, строительства канатных дорог, а также организации движения – установки светофоров, внедрения участков одностороннего движения и ограничения въезда.

Перед утверждением проект генплана ожидает процедура согласований в более 40 министерствах и ведомствах регионального и федерального уровня

Предполагается перенос деловой, торговой и управленческой части Ялты на холм Дарсан, а за центром города предлагается закрепить только туристическую функцию.

Пляжные территории намечено расширить на 10  километров.

Также  определены потенциальные участки для мест захоронения – суммарно около 30 гектаров в Краснокаменке, Виноградном и Симеизе.

Не выше неба

Под новую жилую застройку генпланом предусмотрено более 600 гектаров. Причём 74 процента были выделены и отведены ранее. На расчётный срок предусматривается создание 2,6 миллиона квадратных метров жилья. По желанию населения в новой застройке отдаётся предпочтение малой и средней этажности.

Как отметил начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Владимир Приступа, муниципалитет настоял на введении в проект зонирования по этажности. Среднеэтажная и многоэтажная застройка будут составлять не более четверти от всего количества жилищного фонда.

Глас народа

Активный процесс разработки генплана начался после создания муниципального образования городской округ Ялта в ноябре прошлого года.  Сразу же департамент архитектуры и градостроительства пригласил жителей принять участие в разработке генплана.

Разработчики (симферопольский проектный институт «Геоплан» совместно с омским институтом территориального планирования «Град») уже в декабре по графику выезжали во все населённые пункты  ЮБК, принимали замечания и предложения. Встречи с общественностью и населением прошли в Симеизе, Массандре, Гурзуфе, Форосе, Кореизе, Алупке, Гаспре и в Ялте.

Особо много было замечаний по сохранению исторической застройки, зелёных зон, многоэтажек, по очистке территорий от хаотичной застройки, увеличению количества зон отдыха.

Услышали всех?

После доработок в октябре проект генплана был представлен на общественные слушания. Они прошли во всех населённых пунктах ЮБК. 

Ялтинский регион не рассматривается как однородный организм – каждый населённый пункт имеет свою специализацию. Базовые принципы по всем населённым пунктам – создание парковок,  новых общественно-деловых центров, градостроительные преобразования.

В частности, запланировано создание спортивного центра в Васильевке, гольф-клуба в Гурзуфе, тематического парка в Никите. В Гаспре предполагается развивать многоэтажную жилую застройку и промышленный узел. В районе Симеиза предложено возвести новый жилой район Весёлое на несколько тысяч жителей.

Самые бурные дискуссии генплан получил на финальных слушаниях в Ялте. Обсуждение касалось непосредственно города, а также входящих в него населённых пунктов – Виноградного, Курпат, Ливадии, Ореанды, Высокогорного, Горного, Куйбышева и Охотничьего.

В итоге документ поддержали 344 участника слушаний в Ялте. Но впереди ещё большая работа по обработке обращений жителей согласительной комиссией. На окончательную доработку генерального плана потребуется 3-4 месяца.

Кроме того, перед утверждением проект ожидает процедура согласований в более 40 министерствах и ведомствах регионального и федерального уровня.