Воздушная мечта в камне: гриновская тема в творчестве знаменитой крымчанки – скульптора Татьяны Гагариной
Воздушная мечта в камне: гриновская тема в творчестве знаменитой крымчанки – скульптора Татьяны Гагариной
22 июля 2021 - 16:07 Бюст писателя около дома-музея в Старом Крыму. Фото: Наталья Сомова
Воздушная мечта в камне: гриновская тема в творчестве знаменитой крымчанки – скульптора Татьяны Гагариной 22 июля 2021 - 16:07
Борис Седенко

В литературно-художественном музее города Старый Крым пройдёт мероприятие, приуроченное к 80-летию со дня рождения знаменитой крымчанки – скульптора Татьяны Гагариной. «Крымская газета» решила рассказать о гриновской теме в её творчестве.

ПОВЁЛ ЗА СОБОЙ

Интерес к творчеству Татьяне Гагариной передался от деда и дяди, которые были известными скульпторами. Эту увлечённость она смогла развить в Симферопольском художественном училище им. Н. С. Самокиша, а затем любознательность и настойчивость помогли ей при поступлении в ленинградскую Академию художеств.

Произведения Александра Грина всегда занимали особое место в её творчестве. Памяти писателя была посвящена её дипломная работа. И эта символическая связь сохранялась на протяжении всей жизни. В 1980 году она создала памятник на могиле Александра Грина – знаменитую скульптуру «Бегущей по волнам». Это одна из самых значимых её работ, переданная родному городу.

Несмотря на то, что литературный персонаж «Алых парусов» Ассоль сегодня намного популярней Фрези Грант из «Бегущей по волнам», скульптуры легендарной девушке-призраку, которая спасает терпящих бедствие моряков, всё же можно увидеть в нескольких российских городах. Среди них Киров, родина писателя, Москва, а также Санкт-Петербург, где памятник носит официальное название «Морякам и создателям флота в России». Однако монумент в Старом Крыму, созданный Татьяной Гагариной, является первым в этом ряду скульптурным изображением парящей над волнами героини, метафорически олицетворяющей безбрежное творчество Грина.

ТОЧЬ-В-ТОЧЬ

Больше всего поражает точность, с которой скульптор передаёт слова самого автора, который описывает памятник «Бегущей по волнам». В отрывке из романа можно прочитать: «Скульптор делал её с любовью. Я видел это по безошибочному чувству художественной удачи. Все линии тела девушки, приподнявшей ногу, в то время как другая отталкивалась, были отчётливы и убедительны. (…) Он дал ей одежду незамечаемой формы, подобной возникающей в воображении, – без ощущения ткани: сделал её складки прозрачными и пошевелил их. Они прильнули спереди, на ветру. (…) Тонкие руки, вытянутые с силой внутреннего порыва, которым хотят определить самый бег, были прекрасны». И Татьяна Гагарина, следуя этой литературной «методичке», создала свой шедевр.

Легенды Крымского русского драмтеатра >>

ЕЩЁ ЕСТЬ ВАРИАНТЫ

Между тем первоначальный вариант скульптуры Фрези Грант выглядел по-другому, но комиссия разглядела в ней намёки на распятие, поэтому автору пришлось поменять проект. Исследователи отмечают, что это тот случай, когда критика сыграла во благо – конечный образ стал во много раз поэтичнее, что и требовалось для памятника, который должен был воплотить мечту писателя.

КАК СВЕТ УПАДЁТ

Не менее интересной и знаковой работой Татьяны Гагариной является бюст Александра Грина, который установлен в палисаднике дома-музея писателя в Старом Крыму. Если главная сложность в создании образа «Бегущей по волнам» было воплощение хрупкой женственности и юной чистоты героини, но при этом ещё оставалась какая-то свобода для фантазии, то в скульптурном портрете важно было отобразить всю многогранность личности человека. Скульптор сделала несколько пробных заготовок и работала несколько лет, чтобы добиться желаемого эффекта. При разном освещении меняется как портрет, так и восприятие зрителей: в облике писателя, мечтавшего о счастье и справедливости на земле, можно разглядеть как присущую ему мужественность, так и скромность, беззащитность романтика и философа перед суровой действительностью.

«Пушкинская карта»: культура для молодёжи за счёт государства