Везёт тому, кто везёт
Везёт тому, кто везёт
16 октября 2015 - 16:01
Везёт тому, кто везёт 16 октября 2015 - 16:01
Луиза Михайлова

 

Кто и почему не уважает крымских пассажиров?
Проблема качества обслуживания пассажиров автоперевозчиками на городских и междугородних маршрутах остаётся актуальной в Крыму. Эта публикация была подготовлена по результатам опроса пассажиров. На их основании мы определили основные проблемные моменты крымского общественного транспорта и выяснили, пытается ли их кто-то решить.

1. Отношение к льготникам 

Галина, пенсионерка, Симферополь:

– Бывают случаи, когда водитель спокойно проезжает мимо, когда видит, что на остановке стоят только пенсионеры. Зачем ему бесплатно возить льготников? Я уже не говорю о хамстве. Какие только водители не ездят по городу. Если он просто не в настроении, обругает нецензурной бранью и обдаст столбом пыли, уезжая.

Марина Щербина, первый замминистра труда и социальной защиты РК:

– Право льготного проезда имеют 28 льготных категорий, из них 121 тыс. инвалидов. Всего льготников около 400 тыс. человек. И все они имеют право на бесплатный проезд. Перевозчики, которые не будут перево­зить льготников, не получат компенсационных выплат. Мы знаем, что перевозчики не всегда хотят перевозить льготников, хотя компенсацию мы добросовестно всем выплачиваем – компаниям, заключившим договоры с органами труда и социальной защиты. Но пока у нас не будет счётчиков и чёткого понимания, за кого и кому мы платим, всегда будут проблемы в этом направлении. И начать нужно с «Крымтроллейбуса», поскольку льготники традиционно пользуются этим видом транспорта.

цифры

99 млн пассажиров были перевезены за 9 месяцев 2015 года, 

 948 маршрутов действуют в Крыму, 

 212 перевозчиков осуществляют перевозку пассажиров.

2. Не хватает автобусов в отдалённые районы в городах и сельской местности 

Владимир, социальный педагог, Симферополь.

– Живу в Марьино, работаю в школе на ГРЭСе. На работу добираюсь в лучшем случае за час. Часто 49‑й автобус приходится ждать по 30-40 минут. Водители не всегда останавливаются на «Народной», и мне приходится бежать за автобусом и стучать! У жителей микрорайона Марьино это зовётся «загнать автобус», когда ты вынуждаешь водителя остановиться, потому что упорно бежишь рядом с кабиной и стучишь ему в окно…

Андрей Безсалов, министр транспорта Республики Крым:

– Министерство транспорта планирует способствовать созданию крупных перевозчиков, прежде всего это будет сделано на базе «Крымавтотранса», который станет исполнителем программы ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания). Суть программы заключается в поставке электротранспорта и газомоторного транспорта по коммерческому лизингу. ГТЛК даёт нам большие возможности: компания предоставляет годовую отсрочку по оплате лизинговых платежей. Сами платежи будут выдаваться под демократичный процент в 7.9% Отдельная проблема с автобусами на газомоторном топливе: у нас нет современных заправок для сжиженного топлива. Но есть принципиальная поддержка главы республики по этому вопросу. Кроме того, я провёл переговоры с ведущими производителями автобусов на тему передачи им на аутсорсинг ремонта нашего автопарка. Если будет поддержка, мы готовы работать.

Компетентно

Андрей Безсалов, министр транспорта РК:

– Мы разрешили всем перевозчикам перерегистрировать маршруты, и эта регистрация будет действовать до 1 января 2016 года, до вступления в силу закона 220‑ФЗ. С выходом этого закона Министерство серьёзно пересмотрит республиканскую нормативно-правовую базу. Главное новшество закона – то, что он предусматривает наличие регулируемых и нерегулируемых тарифов на перевозки пассажиров. То есть компания-перевозчик имеет право выбрать модель ведения бизнеса. Например, на основе регулируемых тарифов она может претендовать на получение государственных субсидий. В этом случае компания должна полностью раскрыть свой бизнес, предоставить информацию по доходам и расходам и стать контролируемой. Компании, которые выберут работу на нерегулируемых тарифах, не имеют право получать субсидии. То есть возьмут на себя все коммерческие риски. Отмечу, что пока большинство тарифов у нас нерегулируемых – такси, междугородних и межсубъектных перевозок.

3. Состояние общественного транспорта 

Николай, студент, Кировский район:

– Неисправные тормозные колодки, старые амортизаторы, отчего проседает задняя часть автобуса, и пассажиры чувствуют каждую кочку на собственном позвоночнике. Разве аварийные автобусы – норма? Водители выезжают на маршрут с поломанными люками, креслами. Летом обливаешься потом из-за нерабочего кондиционера, а зимой жмёшься к сидящему рядом. Водители печки не включают, экономят, руководствуясь принципом «два индейца под одним одеялом не мёрзнут».

Андрей Безсалов:

– Сегодня используется порядка 1500 единиц подвижного состава (автобусы, маршрутные такси), который насчитывает в среднем 10–15 лет эксплуатации. То есть подвижной состав достаточно изношенный. Зачастую предприятия-перевозчики в своей структуре имеют одну-две единицы подвижного состава, но техническая и ремонтная база компаний очень слабая. Всё это может привести к тому, что при переходе на конкурсный отбор (согласно 220‑ФЗ) перевозчиков на право работы на маршруте, мы столкнёмся с тем, что наши перевозчики не смогут реализовать конкурсные условия. Поэтому достаточно сложно будет выбрать тех, кому можно будет доверить работу на маршрутах и субсидии.

Как отмечают в Минтрансе, дважды в год каждое транспортное средство проходит техосмотр в ГИБДД. За ежедневное состояние автобуса отвечает техническая служба перевозчика, создание которой обязательно как для юрлица-перевозчика, так и для ИП. Предрейсовый осмотр проводит механик контрольно-технического пункта предприятия, а также медицинский работник, проверяющий здоровье водителя перед выходом на линию. При обращении граждан на «горячую линию» Минтранса Крыма с жалобами о неисправных и неэстетичных автобусах министерство выносит предупреждение в адрес перевозчика. При повторном обращении с перевозчиком досрочно расторгается договор на предоставление услуг, и последний лишается права подачи заявки на конкурс по данному маршруту.

Рацпредложения от читателей 

Надежда, 67 лет, пенсионерка:

– Надо сделать на всех троллейбусах номера крупнее! У стариков плохое зрение, они не видят, какой троллейбус подъезжает к остановке. А для тех, кто догоняет троллейбус, нужны номера с обратной стороны.

Евгений, музыкант, Симферополь:

– Я бы установил камеры в салонах автобусов, в случае конфликтной ситуации это помогло бы его развязать.

Главной жалобой минувшего сезона было отсутствие кондиционера в салоне автобуса. Однако система кондиционирования транспортного средства предусмотрена только для маршрутов дальностью не менее 500 км.

4. Самоуправство водителей на междугородних маршрутах 

Евгений, музыкант, Симферополь:

– Водители постоянно пытаются заработать «левые» деньги – берут пассажиров не по билетам, а деньги – себе в карман. Автобусы забиваются стоячими пассажирами как селёдки в бочке! Не дай Бог, случится какая-то авария!

Евгений Пучков, начальник Управления по организации и развитию перевозок на транспорте Минтранса РК:

– Перегруз автобусов пригородного назначения контролирует ГИБДД. С этой целью они проводят регулярные рейды по действующим маршрутам.

Андрей Безсалов:

– Министерству транспорта задают много вопросов именно по регулированию движения автобусов – поступают письма и звонки от населения. К сожалению, Министерство транспорта крайне ограничено законодательно. Мы пытаемся как-то регулировать проблемы, возникающие на маршрутных перевозках, за счёт постоянно действующей комиссии, заседающей каждый вторник. Но по закону, мы можем контролировать только безбилетный проезд в маршрутных автобусах. Мы не являемся даже организатором маршрутных перевозок. Согласно статистике, на сегодняшний день на пригородных маршрутах работают 112 перевозчиков на 275 маршрутах, межгородских маршрутов – 254, межсубъектных – 219 и 200 городских маршрутов.

 

P. S. Справедливости ради, хотелось бы подчеркнуть, что и культура пассажиров часто оставляет желать лучшего. К сожалению, очень часто приходится наблюдать хамство со стороны граждан без настроения, а также мусор, оставленный людьми в салонах автобусов. Но если мы хотим, чтобы во всём был порядок, может стоит начать с себя?